Электрический пол

Какой вид колонн был назван ионической. Коринфская, дорическая и ионическая ордерная система классических сооружений, колонн и капителей

Ионический ордер во времена античности считался «женским» ордером, за счет своей утончённости, изысканности и дополнений разнообразными украшениями.

Первым из больших ионических храмов был храм Геры на Самосе , построенный приблизительно в 570-560 годах до н. э. архитектором Роикосом и вскоре разрушенный в результате землетрясения.

Наиболее выразительным представителем ионического ордера стал храм Артемиды Эфесской , признанный одним из «Семи чудес света» .

Характерные черты

Ионический ордер существует в двух основных вариантах: малоазийском и аттическом. Основным считается малоазийский, первоначально сложившийся без фриза. Аттический появился гораздо позже, как следствие модификации первоначального малоазийского.

Колонна ионического ордера, в отличие от дорического делится на три части: основание, ствол и капитель. База часто сама опиралась на квадратную в плане плиту - плинт . Выпуклые элементы базы - полувалы (или торусы), украшались орнаментальной порезкой или горизонтальными желобками, по смыслу аналогичными каннелюрам . Скоции - вогнутые элементы - обычно оставались гладкими.

Капитель отличают так называемые волюты - сдвоенные спиральные орнаменты, вылепленные на эхине . Волюты выглядят как завитки со стороны фасада, по боковым сторонам капители волюты соединяются между собой валами, называемыми балюстры . Своим видом балюстры напоминают свиток. Первоначально волюты лежали в одной плоскости, затем их стали строить в четырёх плоскостях. Эта особенность сделала ионический ордер более устойчивым к критическим взглядам, высказывавшемся в IV веке до н. э. , чем дорический ордер. Последний предполагал, что эхин должен одинаково читаться с любой стороны. Эхин в ионическом ордере располагается под подушкой и между волютами, как бы выходя из под волют. Эхин и абака чаще всего украшались богатой порезкой, более мелкой у абаки и крупной, в виде иоников , у эхина; они называются овы и представляют собой орнамент из яйцеобразных элементов, чередующихся обычно с листьями и стрелками.

После недолгого раннего экспериментирования число каннелюр на стержне колонны было установлено в 24. Эта стандартизация позволила сохранять пропорцию каннелюры к диаметру колонны вне зависимости от масштаба, даже когда высота колонны была завышена. В плане каннелюры представляли собой половину окружности или эллипса, причем борозды разделялись между собой полосками цилиндрической образующей ствола, то есть дорожками. Расстояние между каннелюрами, в отличие от римской архитектуры, было очень маленьким, в результате чего они легко повреждались. Благодаря более глубоким бороздам и выраженным граням дорожек, ионический ордер выделялся своей игрой светотени, в отличие от дорического ордера.

Ионическая колонна всегда более стройна, чем дорическая: её высота в период архаики равнялась восьми диаметрам (1:8), а позднее превышала девять диаметров (1:9). Утончение ствола кверху также было меньше, чем например в дорическом ордере. Греческие зодчие расставляли колонны очень широко, стремясь таким образом к получению ощущения легкости и изящества.

Малоазийский ионический ордер

Малоазийская база почти не расширяется к низу, она отличается сложностью своей прорисовки. Её основу составляют две части: основание, близкое по форме к цилиндру, и торус . Иногда к ним добавлялось ещё одно основание базы, кроме плинта, которое состояло из трех элементов в виде двойного валика каждый, разделявшихся двумя скоциями. Такая база встречается чаще всего.
Антаблемент такой разновидности ионического ордера состоит из двух частей: архитрава и карниза . Архитрав зрительно выглядит легче дорического, за счет того, что небольшие горизонтальные уступы разделяют его на три гладкие, нависающие друг над другом полосы - фасции . Между архитравом и карнизом располагается пояс «сухариков». Венчающая часть - сима - украшалась очень богатой орнаментальной прорисовкой.
Кровля малоазийского варианта чаще всего была плоской, что соответствовало основным архитектурно-строительным традициям региона.

Аттический ионический ордер

Возникновение данного варианта ионического ордера было связано со строительством важнейших сооружений греческой культуры, например, ансамбля афинского Акрополя. Сильное влияние на процесс становления аттического ионического ордера оказал опыт традиций работы зодчих Аттики.
Аттическая база расширяется книзу, обозначая тем самым передачу давления от колонны на основание. База состоит из двух торусов, разделенных скоцией, причем именно форма скоции определяет расширение базы. Плинт в базе не считается обязательным элементом.
Антаблемент состоит не из двух частей, как в малоазийском варианте, а из трех, как в дорическом ордере. Отличие аттического антаблемента заключается в том что фриз не разделён на триглифы и метопы, а огибает здание сплошной неразделённой полосой, гладкой или украшенной скульптурным рельефом.
Колонны аттического ионического ордера в целом не отличаются от малоазийского варианта. В небольших храмах существуют портики в которых колонны заменены статуями кариатид . Но это лишь подвид аттических колонн.
Кровля по своему устройству не отличается от дорического ордера.

Напишите отзыв о статье "Ионический ордер"

Литература

  • Виньола. Правило пяти ордеров архитектуры. М.: Архитектура-С, 2005.
  • Михаловский И. Б. Теория классических архитектурных форм. М.: Изд. В. Шевчук, 2003.

Отрывок, характеризующий Ионический ордер

Как ни мало занимался Николай Соней за это время, но что то как бы оторвалось в нем, когда он услыхал это. Долохов был приличная и в некоторых отношениях блестящая партия для бесприданной сироты Сони. С точки зрения старой графини и света нельзя было отказать ему. И потому первое чувство Николая, когда он услыхал это, было озлобление против Сони. Он приготавливался к тому, чтобы сказать: «И прекрасно, разумеется, надо забыть детские обещания и принять предложение»; но не успел он еще сказать этого…
– Можешь себе представить! она отказала, совсем отказала! – заговорила Наташа. – Она сказала, что любит другого, – прибавила она, помолчав немного.
«Да иначе и не могла поступить моя Соня!» подумал Николай.
– Сколько ее ни просила мама, она отказала, и я знаю, она не переменит, если что сказала…
– А мама просила ее! – с упреком сказал Николай.
– Да, – сказала Наташа. – Знаешь, Николенька, не сердись; но я знаю, что ты на ней не женишься. Я знаю, Бог знает отчего, я знаю верно, ты не женишься.
– Ну, этого ты никак не знаешь, – сказал Николай; – но мне надо поговорить с ней. Что за прелесть, эта Соня! – прибавил он улыбаясь.
– Это такая прелесть! Я тебе пришлю ее. – И Наташа, поцеловав брата, убежала.
Через минуту вошла Соня, испуганная, растерянная и виноватая. Николай подошел к ней и поцеловал ее руку. Это был первый раз, что они в этот приезд говорили с глазу на глаз и о своей любви.
– Sophie, – сказал он сначала робко, и потом всё смелее и смелее, – ежели вы хотите отказаться не только от блестящей, от выгодной партии; но он прекрасный, благородный человек… он мой друг…
Соня перебила его.
– Я уж отказалась, – сказала она поспешно.
– Ежели вы отказываетесь для меня, то я боюсь, что на мне…
Соня опять перебила его. Она умоляющим, испуганным взглядом посмотрела на него.
– Nicolas, не говорите мне этого, – сказала она.
– Нет, я должен. Может быть это suffisance [самонадеянность] с моей стороны, но всё лучше сказать. Ежели вы откажетесь для меня, то я должен вам сказать всю правду. Я вас люблю, я думаю, больше всех…
– Мне и довольно, – вспыхнув, сказала Соня.
– Нет, но я тысячу раз влюблялся и буду влюбляться, хотя такого чувства дружбы, доверия, любви, я ни к кому не имею, как к вам. Потом я молод. Мaman не хочет этого. Ну, просто, я ничего не обещаю. И я прошу вас подумать о предложении Долохова, – сказал он, с трудом выговаривая фамилию своего друга.
– Не говорите мне этого. Я ничего не хочу. Я люблю вас, как брата, и всегда буду любить, и больше мне ничего не надо.
– Вы ангел, я вас не стою, но я только боюсь обмануть вас. – Николай еще раз поцеловал ее руку.

У Иогеля были самые веселые балы в Москве. Это говорили матушки, глядя на своих adolescentes, [девушек,] выделывающих свои только что выученные па; это говорили и сами adolescentes и adolescents, [девушки и юноши,] танцовавшие до упаду; эти взрослые девицы и молодые люди, приезжавшие на эти балы с мыслию снизойти до них и находя в них самое лучшее веселье. В этот же год на этих балах сделалось два брака. Две хорошенькие княжны Горчаковы нашли женихов и вышли замуж, и тем еще более пустили в славу эти балы. Особенного на этих балах было то, что не было хозяина и хозяйки: был, как пух летающий, по правилам искусства расшаркивающийся, добродушный Иогель, который принимал билетики за уроки от всех своих гостей; было то, что на эти балы еще езжали только те, кто хотел танцовать и веселиться, как хотят этого 13 ти и 14 ти летние девочки, в первый раз надевающие длинные платья. Все, за редкими исключениями, были или казались хорошенькими: так восторженно они все улыбались и так разгорались их глазки. Иногда танцовывали даже pas de chale лучшие ученицы, из которых лучшая была Наташа, отличавшаяся своею грациозностью; но на этом, последнем бале танцовали только экосезы, англезы и только что входящую в моду мазурку. Зала была взята Иогелем в дом Безухова, и бал очень удался, как говорили все. Много было хорошеньких девочек, и Ростовы барышни были из лучших. Они обе были особенно счастливы и веселы. В этот вечер Соня, гордая предложением Долохова, своим отказом и объяснением с Николаем, кружилась еще дома, не давая девушке дочесать свои косы, и теперь насквозь светилась порывистой радостью.
Наташа, не менее гордая тем, что она в первый раз была в длинном платье, на настоящем бале, была еще счастливее. Обе были в белых, кисейных платьях с розовыми лентами.
Наташа сделалась влюблена с самой той минуты, как она вошла на бал. Она не была влюблена ни в кого в особенности, но влюблена была во всех. В того, на кого она смотрела в ту минуту, как она смотрела, в того она и была влюблена.
– Ах, как хорошо! – всё говорила она, подбегая к Соне.
Николай с Денисовым ходили по залам, ласково и покровительственно оглядывая танцующих.
– Как она мила, к"асавица будет, – сказал Денисов.
– Кто?
– Г"афиня Наташа, – отвечал Денисов.
– И как она танцует, какая г"ация! – помолчав немного, опять сказал он.
– Да про кого ты говоришь?
– Про сест"у п"о твою, – сердито крикнул Денисов.
Ростов усмехнулся.
– Mon cher comte; vous etes l"un de mes meilleurs ecoliers, il faut que vous dansiez, – сказал маленький Иогель, подходя к Николаю. – Voyez combien de jolies demoiselles. [Любезный граф, вы один из лучших моих учеников. Вам надо танцовать. Посмотрите, сколько хорошеньких девушек!] – Он с тою же просьбой обратился и к Денисову, тоже своему бывшему ученику.
– Non, mon cher, je fe"ai tapisse"ie, [Нет, мой милый, я посижу у стенки,] – сказал Денисов. – Разве вы не помните, как дурно я пользовался вашими уроками?
– О нет! – поспешно утешая его, сказал Иогель. – Вы только невнимательны были, а вы имели способности, да, вы имели способности.
Заиграли вновь вводившуюся мазурку; Николай не мог отказать Иогелю и пригласил Соню. Денисов подсел к старушкам и облокотившись на саблю, притопывая такт, что то весело рассказывал и смешил старых дам, поглядывая на танцующую молодежь. Иогель в первой паре танцовал с Наташей, своей гордостью и лучшей ученицей. Мягко, нежно перебирая своими ножками в башмачках, Иогель первым полетел по зале с робевшей, но старательно выделывающей па Наташей. Денисов не спускал с нее глаз и пристукивал саблей такт, с таким видом, который ясно говорил, что он сам не танцует только от того, что не хочет, а не от того, что не может. В середине фигуры он подозвал к себе проходившего мимо Ростова.

Российский химико-технологический университет

им. Д. И. Менделеева

Реферат

«Ионический ордер»

Выполнила: Студентка группы ТД-31

Клименко Анна

Проверила: Кушнарева Н. А.

Москва, 2010 г

1. Вступление.

2. Основные особенности ионического ордера.

2.1. Пьедестал ионического ордера. База и ее построение.

2.2. Капитель ионического ордера и ее построение.

2.3. Антаблемент ионического ордера.

3. Происхождение ионического ордера. Малоазийский и аттический ионический ордер.

4. Заключение.

5. Литература.

6. Приложение.

1. Вступление.

Ионический ордер - один из трех древнегреческих архитектурных ордеров. От более раннего дорического отличается легкостью пропорций и декором всех его частей. Отличительной чертой ионического ордера является способ оформления капители, которая выполняется в виде двух противоположно расположенных валют. Ионический ордер во времена античности считался «женским» ордером, за счет своей утонченности, изысканности и дополнениями разнообразными украшениями. Наиболее выразительным представителем ионического ордера стал храм Артемиды Эфесской, признанный одним из семи чудес света.

2.Основные особенности ионического ордера.

Ионический ордер принадлежит к группе украшенных, легких, изящных ордеров, а по своим пропорциям - наиболее совершенный и тонко продуманный.

Его колонна с диаметром, составляющим 1/9 часть высоты, с утонением в 1/6, украшена каннелюрами. Число каннелюр здесь 24(не 20, как в дорической колонне).

Форма их также представляется новой, рисующейся в разрезе полукругом, а между каннелюрами оставлены узкие промежутки, принадлежащие основному стержню колонны,- дорожки. Сверху каннелюры завершаются полукругами, снизу заканчиваются горизонтально. Стержень колонны увенчан обычным астрагалом, а внизу завершается полочкой с закругленным подходом к ней в виде выкружки.

2.1. Пьедестал ионического ордера. База и ее построение.

Базы всех ордеров можно разделить на две категории. Тосканская и дорическая базы отличаются друг от друга только небольшим валиком, введенным в последнюю. Во всем остальном они сходны (по построению и пропорциям). Эти базы составляют одну категорию. К другой категории можно отнести базы ионического и коринфского ордеров.

База, которая послужила основным типом для ионического и коринфского ордера, не относится непосредственно к определенному ордеру. Она отличается красивым и сочным профилем, но содержит много мелких частей. Это так называемая аттическая база.

Она содержит внизу плинт, а сверху плинта вместо одного в ней расположены два вала, разъединенных между собой скоцией. При построении этой базы мы будем делить высоту, равную 1 модулю, на три части. Нижняя часть предназначается для плинта (рис. 1). Часть базы над плинтом состоит из трех частей - двух валиков и скоции, поэтому мы делим эту высоту на три одинаковые части, из которых нижняя определит ширину нижнего вала, следующая над ней соответствует скоции с двумя узкими полочками сверху и снизу, а верхняя часть определяет второй вал с полочкой над ним. Таким образом, из двух валов, нижний сам собой получается грузнее верхнего.

Дальнейшее развитие формы аттической базы касается ее скоции. Если при больших размерах ордера (Исаакиевский собор, где диаметр колонны около двух метров) скоция представляется большой, монотонно гладкой выемкой, то она может быть разделена на две равные части, каждая из которых содержит в себе скоции значительно меньших размеров и астрагалы. Таким образом, вместо одной скоции получается две смежных и два астрагала, прямой и обратный (рис. 2).

Исаакиевский собор

Для построения ионической базы (табл. 1) разделим высоту ее на три равные части, заняв одну из них плинтом. Верхней части содержится вал и скоция, т. е. два деления, поэтому мы делим верхнюю часть вместе с верхней полкой пополам. Верхняя половина занята валом, а нижняя скоцией, разработанной, как описано ниже.

Пьедестал ионического ордера состоит из базы и карниза, причем обе части одинаковой высоты, по ½ модуля. Карниз состоит из двух частей: слезника с полочкой каблучком наверху и поддерживающего его четвертного вала с астрагалом под ним.

В базе пьедестала над плинтом впервые встречается обратный гусек с обратным астрагалом над ним.

Так как переход от тела пьедестала к плинту, т. е. верхняя часть базы пьедестала, разработан довольно сложно, применением обратного гуська, заключенного между астрагалом и полочкой, то для этих частей отведено вдвое больше места, чем для плинта.

Профиль импоста сходен с карнизом пьедестала, но не имеет свеса, типичного для карниза. Поэтому он приобретает характер капители. Ширина этого профиля с двумя расположенными под ним уступами различной ширины составляет ровно 1 модуль.

Архивольт по своим профилям представляет копию импоста, при общей ширине также в 1 модуль. Стены и пилоны имеют внизу небольшое расширение в виде цоколя, состоящего из высокого плинта, над которым помещен астрагал, берущий свое начало у базы пьедестала.

2.2. Капитель ионического ордера и ее построение.

В этой капители отсутствует шейка, чем и объясняется высота ее, равная не 1 модулю, а 2/3 модуля. Здесь присутствует обычный в капителях четвертной вал, а над ним помещается абак необыкновенной, исключительной формы (табл. 2). В нем ясно различаются две части. Одна, верхняя, непосредственно поджатая под архитрав, представляет собой квадратную плиту с профилем, состоящим из полочки и каблучка. Под этой питой мы видим другую, закручивающуюся с двух противоположных сторон в виде спиральных завитков. Эти завитки, валюты, имеют гладкое поле, составляющее вертикальную плоскость, и немного выступающую из этого поля полочку, которая делает три полных спиральных оборота и заканчивается небольшим кружком, находящемся в центре валюты. Этот кружок называется глазком или очком валюты. Спиральный завиток выглядит красиво тогда, когда узкая полоска на всем спиральном пути не образует никаких углов, скачков, а ширина полоски и промежутка между ее спиралями по направлению к центру совершенно плавно и равномерно уменьшается. Для достижения этой постепенности и плавных переходов существует ряд указаний (табл. 4). Прежде всего, необходимо найти центры глазков валют. Они лежат от оси колонны на расстоянии 1 модуля и в то же время находятся на верхней линии астрагала колонны (табл. 13). Если провести к очертанию валика этого астрагала вертикальную касательную, то это и будет прямая, отстоящая от оси колонны на один модуль. Глазок валюты представляет собой очень маленький кружок, радиусом в 1 парту. Наибольшее удаление валюты от центра в вертикальном направлении равняется ½ модуля, т. е. 9 партам. Описав ¼ окружности, спираль должна приблизиться к центру на 1 парту, т. е. в горизонтальном направлении расстояние от высшего очертания валюты до центра глазка должна равняться 8 партам. Далее, расстояние от того же центра до нижней точки спирали равняется 7 партам, следующее расстояние по горизонтали от центра до спирали равно 6 партам, и, наконец, от центра глазка вверх по вертикальному направлению до спирали. Описавшей один полный оборот, 5 партам. Последний размер соответствует высоте четвертого вала, круглого в плане и видимого между валютами. Дальнейшее движение завитка не дает той простой последовательности приближения к центру, которая выражалась такими простыми цифрами. Приведенные выше цифры позволяют изобразить валюту и капитель в массах. Для идеального же начертания валюты существует много способов. Рассмотрим прием, указанный Виньолой (табл. 4).

Когда начерчен глазок с радиусом кружка в одну парту, в этом кружке проводят вертикальные и горизонтальные диаметры, концы которых соединяют прямые линии и получаю таким способом вписанный в окружность квадрат. Затем из центра окружности опускают перпендикуляры на стороны квадрата (апофемы). Полученные четыре точки, точки, точки пересечения апофем со сторонами, обозначают цифрами 1, 2, 3, 4. Разделим прямую, соединяющую центр с точкой 1 ,на три части, и соединим ближайшую к 1 точку деления, которую обозначим цифрой 5, с 4 точкой. Таким образом, получаем начало ломаной спиральной линии 1, 2, 3, 4, 5. Разделив, таким образом, и другие апофемы на три части, продолжаем соединять точки деления сообразно тому, как были соединены первые пять точек, и тогда получится продолжение спирали 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13. последняя точка попадает в центр глазка. Все эти обозначенные цифрами точки буду служить центрами для тех частей окружностей, которые, будучи между собой касательный, образуют совершенно плавный спиральный завиток волюты. Сперва ставят острие циркуля в точку 1 и радиусом в ½ модуля описывают ¼ окружности до встречи с продолжением горизонтальной прямой 1, 2. Затем, для продолжения кривой, составляющей спираль, уменьшают радиус круга на величину 1, 2 и из точки 2 этим радиусом описывают вниз ¼ окружности до пересечения с продолжением прямой 2, 3. Поступая далее таким же образом, из точки 4 придется описывать не ¼ окружности, а несколько большую дугу, чтобы кривая остановилась на продолжении прямой 4, 5 и т. д.

Но таким способом будет получена лишь одна внешняя спиральная линия. Для получения другой спирали, которая после трех оборотов должна сойтись с первой на верхней части очертания глазка, необходимо прибегнуть к определению второй ломаной спирали, которая определит положение центров новых кривых. Для этого поступают так: расстояние между точками 1 и 5 делят на четыре части и отмечают ближайшую к первой точку деления. Так же поступают со всеми остальными промежутками между прежними центрами и соединяют точки деления так, что получают новую ломаную спираль, параллельную прежней, и ведут построение кривых линий совершенно таким же способом, как в первом случае.

Для того, чтобы составить полное представление об ионической капители, надо обратить внимание на вид ее сбоку и снизу. Эта капитель отличается от всех остальных капителей тем, что сбоку выглядит иначе, чем с фасада.

Завитки валют образуют по бокам капители два валика, украшенных листьями и имеющих довольно своеобразную форму. Если представить себе валик в виде мягкого цилиндра, у которого круги оснований сделаны из твердого материала, перетянуть его посередине ремнем, то ремень вдавится в подушку, а наружные круги останутся без изменений. Валики ионической капители имеют подобную форму и украшаются длинными листьями (табл. 2 и 3). Эти валики называются балюстрады.

2.3. Антаблемент ионического ордера.

Выше было уже сказано, что высота ионического архитрава, вследствие довольно значительно развития его обработки, несколько увеличена и равняется не 1 модулю, а 1 ¼ модуля. Пропорции трех частей антаблемента в ионическом ордере дают гармоническое сочетание. Здесь высота архитрава, фризы и карниза относятся между собой, как 5: 6: 7. таким образом, если высота архитрава 1 ¼ модуля, т. е. 5/4 модуля, то высота фризы 6/4 модуля, а высота карниза 7/4 модуля. Вся же высота антаблемента получается 4 ½ модуля, т. е. равняется ¼ высоты колонны. Архитрав увенчан полочкой и каблучком, а поле его разработано в виде трех свешивающихся одна над другой полос, причем для избегания монотонности ширина этих полос различна. Нижняя - наименьшая, средняя - больше, верхняя - еще больше. Для полного соответствия между взаимными соотношениями крупных и мелких частей ширина этих полос также относится между собой, как 5: 6: 7.

В венчающем карнизе поддерживающая часть составляет ½ высоты карниза, как и дорическом ордере, но в отделке своей эта часть отличается тем, что ряд зубцов заключен между двумя криволинейными профилями.

Нижний профиль- каблучок, как элемент наиболее пригодный для поддержания тяжести. Далее - ряд зубцов, над зубцами помещается четвертной вал, отделенный от полосы зубцов второстепенным профилем- астрагалом.

Высота слезника и венчающей части одинакова, причем слезник принял здесь форму, сделавшуюся самой распространенной, т. е. заканчивается сверху полочкой с каблучком. Венчающая часть в форме гуська наиболее совершенна и чаще всего применима. Ниже плоскость слезника несколько углублена так, что по сторонам этого углубления оставлены лишь узкие полоски (табл. 5).

3. Происхождение ионического ордера. Малоазийский и аттический ионический ордер.

Ионический ордер зародился в Малой Азии. Развивался он, как и на своей родине, так и в самой Греции, в Аттике. Благодаря этому в ордере образовалось два течения: малоазиатское и аттическое. Типичными образцами этих течений являются в Малой Азии храм Афины в Приене(построен в 320г до н.э. архитектором Пифеем), в Аттике- Эрхтейон в Афинах(построен в 420- 393 гг. до н. э. архитектором Филоклом).

Храм Афины в Приене Северо-восточный угол храма Афины

Эрхтейон в Афинах Эрхтейон. Портик кариатид

Наиболее характерной частью ионического ордера является капитель с ее завитками. В Аттике не получила особенно богатое развитие. Капитель Эрехтейона отличается от малоазийской большим богатством отделки. С большей роскошью разработана самая валюта, кроме того, под эхином имеется украшенная пальметками шейка, которой нет в малоазийском типе. Эта шейка придает капители и самой колонне особую грацию и изящество. Антаблемент ионического ордера сохранил свое тройное деление на архитрав, фриз и карниз. Но встречаются редкие исключения, где архитрав и фриз объединяются в общую часть. Это можно увидеть в храме в Приене, в портике кариатид афинского Эрехтейнона.

Ионический архитрав значительно ниже дорического и состоит обычно из двух или трех слегка свешивающихся одна над другой полос. Сверху же архитрав увенчан мелкими профилями с резными украшениями. Фриз оставался гладким.

В устройстве карниза сильнее всего сказалось различие школ аттической и малоазийской.

Под слезником малоазийского карниза в поддерживающей части непременно помещается ряд зубцов. В аттическом карнизе этих зубцов никогда не встречается. Эта часть развита очень слабо, ограничиваясь одним- двумя узкими украшенными профилями.

Кроме колонн в храмах встречаются узкие вертикальные выступающие части, поддерживающие месте с колоннами общий антаблемент. Эти части называются антами. Они имеют базы и капители, но формы их значительно упрощены.

В ионических храмах обширно применялась полихромия с ее изяществом и гармонией красок.

4. Заключение.

Вся высшая греческая культура создавалась при взаимном влиянии индивидуальных особенностей двух главнейших греческих племен - дорян и ионян. Это отразилось и на архитектуре, в которой отличаются две системы, два ордера- дорический и ионический. Ионяне противопоставляются дорянам своей склонностью к мирным занятиям и культуре, своим мягким и нежным характером. Созданная этим племенем архитектура не скована тесными рамками условности и трактуется свободно и разнообразно.

5. Литература .

Михаловский И. Б. Теория классических архитектурных форм. М.: Изд. « КомКнига», 2010 г.

Виньола. Правило пяти ордеров архитектуры. М.: Архитектура - С, 2005 г.

Мы переходим теперь к той восточной разновидности греческой архитектуры, блестящие создания которой так напоминают звучный и образный язык Гомера. Ионийский ордер и гомеровская поэзия родились на одной почве. Поэзия в своем развитии опередила архитектуру, но та и другая отвечают одним и тем же стремлениям, имеют одну и ту же форму восприятия прекрасного. Ионийское наречие греческого языка установилось с IX в. до н.э., а искусство еще в VII в. находилось в периоде исканий.

Это – время создания волютных капителей из Неандрии, очаровательных композиций, показывающих, однако, что искусство здесь еще едва освобождается от финикийских влияний Оставалось еще сделать огромный шаг, чтобы создать целый ордер, установить его элементы, уточнить пропорции. Этот шаг был окончательно сделан только в первые годы VI в.: ионийский ордер достигает своей канонической формы только в тот момент, когда зарождается дорийский.

Рис. 192

Основные черты ионийского ордера. Происхождение его форм

Общие характерные черты. – На рисунке 192 показан ионийский ордер в его окончательной конструкции.

На круглой базе возвышается тонкий ствол, слегка суживающийся к вершине и посредством капители с волютами поддерживающий низкий и узкий антаблемент, который состоит из следующих частей: расчлененного архитрава, фриза без триглифов и немного выступающего карниза без мутул, обыкновенно украшенного рядом зубчиков.

Легкость и абстрактность форм, спиральные завитки вместо геометрической капители дорян, – вот общие характерные черты этого ордера. Детали орнамента, в котором вместо дорийской простоты – изобилие пальметт и скульптурных украшений из иоников и сердцевидных листочков, окончательно придают ионийскому ордеру своеобразный характер.

Теоретики Александрийской школы, толкователем которых является Витрувий, уподобляют манеру и пропорции дорийского ордера стану и облику мужчины, пропорции же и манеру ионийского ордера – женщины. И далее, развивая это сравнение до мельчайших подробностей, они находят в волютах сходство с завитками волос, в каннелюрах – сходство с ниспадающими складками одежды и т. д. Здесь утонченность александрийцев не знает предела; однако мысль, которую они передают нам в таком, собственно, детском изложении, по существу является верной.

Существуют два вида красоты, весьма отличные друг от друга, особенности которых не смогли бы сочетаться в одном произведении и которые оба принадлежат искусству, оба имеют право быть воплощенными в его творениях: с одной стороны – сила и энергия в мощных, мужественных и строгих формах; с другой – грация и изящество, в формах менее строгих, менее энергичных и более нежных.

Таковы два противоположных проявления, которыми природа наделила обе половины рода человеческого; это те самые проявления, которые греки отобразили в двух основных видах своих ордеров.

Происхождение и образование ионийского ордера. – По мнению Витрувия, если только оно заслуживает доверия, ионийский ордер создан архитекторами VI в. при постройке Эфесского храма.

Греки ионийских колоний, говорит он, отброшенные нашествием дорян в Малую Азию, пожелали придать этому памятнику, символу их национальности, свой собственный, отличный от других, архитектурный стиль. Архитектор Керсифрон воплотил эту мысль и таким образом создал ионийский ордер.

По этому легендарному рассказу легко восстановить истинную историю зарождения ордера.

Канонические пропорции ионийского ордера окончательно определились в приписываемое им традицией время, но его элементы, несомненно, существовали гораздо раньше. Нельзя внезапно создать целостный архитектурный ордер, и хотя архитекторам VI в. бесспорно принадлежит честь его установления, однако его элементы, которыми они воспользовались как материалом, принадлежат значительно более ранней эпохе. Достаточно бросить взгляд на азиатские архитектурные памятники, чтобы убедиться, что ионийский ордер имеет общий с ними источник. Все детали ионийской колонны – ее капитель с волютами ее каннелюры и ее база – с поразительной точностью воспроизведены на хеттских скульптурах Птеры, т.е. задолго до постройки Эфесского храма. Тот же ордер можно целиком различить на ассирийских рельефах, относящихся к VIII в. и изображающих царские павильоны (см. рисунок 64): капитель с волютами, база и венчающая часть, состоящая из двух частей – архитрава и карниза, которые в будущем составят примитивный ионийский антаблемент. А ясная четкость и благородство контуров волюты в Неандрии и на Лесбосе не будет превзойдена даже и в период полного расцвета ордера.

Наконец и ликийская традиция дает нам еще одно указание на происхождение ордера. На скалах ликийских гробниц воспроизведены способы соединений частей в деревянных конструкциях. И даже в V в., во время полного расцвета скульптуры, в Ликии, в этой стране подражаний, провинции, население которой было неспособно к изобретениям и отставало по крайней мере на три века от других стран греческого мира, – еще сохранялись архаические формы ионийского ордера.

Рис. 193
Рис. 194
Рис. 195
Рис. 196

Рис. 197

На рисунке 193, A представлен обычный тип ордера архаизирующих памятников Ликии.

Фриз отсутствует, карниз лежит на зубчиках и по своему профилю не может служить для стока воды.

Фронтон (рисунок 194) сильно выступает и окаймлен наклонным карнизом.

Такое построение дает и в отношении ионийского ордера место гипотезе, аналогичной той, которая была нами развита выше в отношении дорийского ордера, а именно определение его первообраза как типа, главным материалом для постройки которого служило дерево.

Для сравнения с ордером на рисунке 193, A представлена деревянная конструкция, формы которой были воспроизведены в каменных сооружениях. В отношении фронтона (рисунок 194) это объяснение дано нами на чертеже, воспроизводящем формы, существующие и поныне.

Архитрав напоминает ту искусственную балку, которую мы находим в развалинах Персеполя и Суз, сделанную в целях экономии строевого леса из нескольких рядов толстых брусьев. Расположенные тесным рядом зубчики, нередко замененные кругляками, здесь так же, как и в Персеполе, очевидно, представляют концы окантованных или неотделанных переводов, поддерживающих плоскую крышу, а карниз соответствует рядам кирпичей, защищающим ее ребро.

Представим себе, что эта плоская кровля принимает наклонное положение, чтобы облегчить сток дождевых вод, – и перед нами предстанет отвесная стена тимпана и кирпичная отделка ликийского фронтона. Что касается капители, то ею является не что иное, как подбалка, поддерживающая архитрав и охватывающая вершину столба, заменяющего колонну.

Итак, здесь, так же как и в дорийском ордере греков, все как будто объясняется подражанием деревянной конструкции, которая со всех точек зрения соответствует азиатским памятникам Персеполя.

Чем же отличается эта деревянная конструкция от той, которая послужила образцом дорийскому ордеру? Не чем иным, как размерами строевого леса.

Рассмотрим еще раз рисунок 150, изображающий деревянную конструкцию, послужившую прототипом дорийского ордера. Там архитрав состоит из двух длинных толстых балок, здесь – из двух рядов, положенных друг на друга небольших толстых брусьев, применение которых может быть объяснено только недостатком леса (строительного материала). Накат из тесно расположенных брусков заменен в дорийском ордере огромными балками со значительными интервалами между ними; но триглифы и зубчики по своей роли – вполне тождественные части.

Таким образом, замечание Дьелафуа, что ряд зубчиков в ионийском примитивном ордере следует рассматривать как настоящий фриз, можно признать правильным.

В дорийском карнизе выражены концы наклонных решетин, что свидетельствует о существовании двускатной крыши. Ионийский карниз, в котором в виде зубчиков вырисовываются концы брусков горизонтального настила, указывает на покрытие здания массивной плоской земляной кровлей.

Следовательно общие формы ионийского ордера объясняются подражанием деревянной конструкции из мелкого леса с покрытием плоской кровлей, а формы дорийского ордера – подражанием конструкции из крупного леса с покрытием двускатной крышей. Вероятно, первый зародился в бедной лесами Ионии, второй же был создан на последнем месте поселения дорян – среди лесов Фракии.

Вглядываясь в детали ионийского ордера, мы всюду встретим украшения, заимствованные либо из предметов мелкой художественной промышленности ассирийцев и египтян, ставших общедоступными благодаря торговле финикиян, либо из предметов финикийской промышленности, являющихся копиями первых. Только один шаг отделяет финикийские капители на Кипре от доэллинских капителей в Неандрии; эти же последние являются непосредственными предшественницами капителей Эрехфейона.

Переход от ассирийских и египетских образцов к доэллинским формам, а от этих последних к формам классической Греции происходит совершенно незаметно. В обоих случаях – одни и те же основные мотивы, различие же в конечных результатах вытекает из более утонченного чувства прекрасного, из того инстинктивного чувства гармонии, которое заложено в греках.

Преобразования в ансамбле ионийского ордера

Хронологические вехи. – Мы имеем следующие хронологически достоверные данные для установления последовательной смены характерных черт ионийского ордера.

В Эфесе – архаическую колонну с надписью, на основании которой мы можем рассматривать ее как дар Креза, иначе говоря, как памятник середины VI в. На о. Самосе – фрагменты одной колонны храма, который был почти современен Эфесскому. На о. Делосе, в Олимпии и в Дельфах – некоторые сокровища и вотивные (поставленные в память какого-либо события) колонны, относящиеся к VI в.

V в. представлен развалинами Акрополя: ордером храма Ники Аптерос (Бескрылой победы), возведенного, вероятнее всего, Кимоном в начале этого века; внутренним ордером Пропилей (440); двумя портиками Эрехфейона, из которых северный в 410 г. был уже окончен, а другой в то время еще возводился и остался незавершенным.

Последующие датированные примеры мы находим уже после бедственного периода Пелопонесских войн. Тут мы имеем изобилие памятников, так как все великолепные сооружения, воздвигнутые при Александре и его преемниках: храмы в Милете и Приене, Эфесский храм, – все подчинены правилам ионийского ордера.

Наконец, в следующую затем римскую эпоху, в начале нашей эры, мы можем судить о состоянии ионийского искусства по зданиям Помпей.

Вот те главные вехи, на основании которых мы можем проследить в хронологическом порядке видоизменения ордера.

Прежде всего обратимся к рассмотрению его общих черт.

Первоначальная форма ордера. – Примитивный ионийский ордер был, несомненно, «архитравным», т.е. ордером, в котором карниз покоился непосредственно на архитраве. Фриз – декоративная полоса между архитравом и карнизом, – по-видимому, не азиатского происхождения: он так же чужд и персидской архитектуре, и если бы возник вопрос о его прототипе, то нам пришлось бы, вероятно, искать его в микенской архитектуре.

В Персии здания покрывались массивной плоской кровлей, обрез которой отличался значительной шириной и давал возможность размещать на нем такие рельефы, как, например, покрытые глазурью львы в Сузах. Но в Ионии, в силу других климатических условий, такое покрытие зданий не применялось, и чтобы обеспечить себе возможность помещать барельефы, греки принуждены были ввести новый орган – фриз, занявший промежуточный пояс между архитравом и карнизом.

Существовала ли эта чисто декоративная часть в памятниках VI в., остается невыясненным, так как дошедшие до нас фрагменты примитивных храмов в Эфесе и на о. Самосе не дают нам возможности восстановить антаблемент. Архитравная форма антаблемента известна нам лишь по архаизирующим памятникам Ликии и по тем пережиткам, которые всплывают в течение всего классического периода: в V в. – в портике кариатид в Эрехфейоне; в IV в. – в гробницах Сидона и некоторых храмах Олимпии.

Общие изменения ордера в классический период. – Начиная с V в., можно сказать, что типичные образцы ионийского ордера всегда имеют полный антаблемент, т.е. антаблемент, состоящий из архитрава, фриза и карниза.

Рисунок 195 поможет нам понять варианты этой отныне сложившейся формы: пример A – храм Ники Аптерос – относится к началу V в.; пример B – храм в Милете – относится к середине IV в.

Как и в дорийском ордере, изменение сначала сводится к переходу от форм, выражающих величественную силу, к легким пропорциям, затем – к чрезмерной легкости в формах. Колонны храма Ники Аптерос A имеют диаметр, не возбуждающий сомнений в их устойчивости и допускающий большие пролеты в архитраве; в храме Милета B колонны настолько тонки, что для создания впечатления устойчивости возникает необходимость уменьшить интервалы между ними. Немедленным следствием того сужения пролетов является снижение высоты антаблемента. Для окончательной характеристики последовательных изменений ордера мы приведем примеры фронтисписов двух храмов. Первый – а именно фасад северного портика Эрехфейона, законченного, вероятно, в 400 г. – показывает его пропорции в их наиболее разумной и гармоничной соразмерности (рисунок 196). В другом – храме Милета, принадлежащем македонской эпохе, – строгая соразмерность частей уже утрачена (рисунок 197).

Огюст Шуази. История архитектуры. Auguste Choisy. Histoire De L"Architecture

ИОНИЧЕСКИЙ ОРДЕР, один из трёх основных греческих ордеров архитектурных. Складывался на побережье Малой Азии и в восточной части островов Эгейского моря с 7 века до нашей эры. Основные элементы ионического ордера - стереобат, колонна и антаблемент.

Стереобат ионического ордера включает в себя крепиду (ступени, их число может варьироваться от 1 до 7) и евтиндерию (верхний выравнивающий слой фундамента). Колонна делится на базу, ствол и капитель. База ионического ордера бывает 2 типов: малоазийская и аттическая. Малоазийская база состоит из прямоугольного плинта, трохила (элемент из чередующихся валиков и скоций - вогнутых профилей) и торуса (вал), который может быть гладким, горизонтально каннелированным или смешанным. Более популярная аттическая база, которая начиная с римского времени применялась без изменений и в других ордерах; как правило, не имеет плинта, состоит из верхнего (часто с орнаментальным декором) и нижнего торусов и помещённой между ними скоции, отделённой от торусов поясками. Ствол колонны ионического ордера обычно насчитывает 24 каннелюры (варьируется от 16 до 44), между которыми проходят дорожки, смягчающие светотеневой контраст, а также, как правило, энтазис и расширение около базы. В римской архитектуре в нижней трети ствола встречаются выпуклые каннелюры. Шейка ствола (гипотрахелион) может быть украшена богатым антемием. В эпоху эллинизма и последующие века ствол завершался астрагалом (сложный профиль из полувалика и полочки с выкружкой).

Наиболее характерная деталь ионического ордера - капитель формируется из эхина, украшенного иоником (орнамент из ов и жемчужинка), и абака из спиралевидных волют, соединённых на фасаде каннелисом (подушкой), а сбоку - балюстрой (горизонтальный цилиндр, перетянутый посередине ремешком). В центре волюты находится круглый глазок, в своём развитии принимавший форму розетки или даже человеческой головы (храм Аполлона в Дидимах, середина 6 века до нашей эры). Хотя симметричные волюты встречались ещё в орнаменте Древнего Египта и Ассирии, а также в прообразах колонн на «Кипрском треножнике» из Тиринфа (13 век до нашей эры), ионическая капитель ведёт происхождение от брусьев, которые служили переходным звеном от стойки к балке. Этим обусловлена её ярко выраженная фасадная ориентация, которая требует выбора приоритетного фасада в многорядных колоннадах и на углу, где сходятся два фасада. Решением этой проблемы стала угловая капитель с волютой, развёрнутой под 45° к каждому фасаду (храм Афины-Ники, или Ники Аптерос, на афинском Акрополе).

Основные элементы антаблемента ионического ордера - архитрав, фриз и карниз. Архитрав делится на 3 или 2 фасции и венчается тенией (разделительная полочка между архитравом и остальными частями антаблемента) в виде ионика. В первоначальном малоазийском варианте ионического ордера фриз отсутствовал, но с середины 5 века до нашей эры основное развитие ионического ордера происходило в Афинах, где, включая в себя черты дорического ордера, он обогатился скульптурным ленточным фризом. Карниз состоит из ряда сухариков (дентикул, имитирующих торец балки), гейсона (выносная плита с заострённым нижним краем - слезником) и завершается симой (пояс в виде профиля «гусёк»), в которую встроен ряд отверстий-водомётов, оформленных в виде трубки или головы животного (чаще всего льва). На углу кровли и на коньке близ фасада помещается акротерий.

От других ордеров ионический ордер отличается сочетанием прочности с изяществом. Первыми значительными памятниками ионического ордера являются 8-колонные диптеры: 3-й храм Геры на острове Самос (560 год до нашей эры) и архаический (4-й) храм Артемиды в Эфесе (555 до нашей эры). В эволюционном ряду ионического ордера следует отметить стою афинян в Дельфах (после 478 года до нашей эры), храм Ники Аптерос (между 449-424 до нашей эры) и Эрехтейон (421-406 до нашей эры) на афинском Акрополе, храм Аполлона в Бассах (около 430 до нашей эры). В основу римского ионического ордера легли формы храма Афины в Приене (340-334 до нашей эры), описанного в трактате Витрувия.

Лит.: Dinsmoor W. В. The architecture of Ancient Greece. L., 1975; Säule und Gebälk: zu Struktur und Wandlungsprozeß griechisch-römischer Architektur: Bauforschungskolloquium in Berlin. Mainz am Rhein, 1996; Gruben G. Griechische Tempel und Heiligtümer. 5. Aufl. Darmstadt, 2002.

Древнегреческие колонны: дорическая, ионическая, коринфская

Системы ордера Древней Греции.

Когда мы говорим об архитектуре Древней Греции, первое, что вспоминаем - это храмы. Величественные, визуально легкие, гармоничные, со стройными колоннадами. Именно к храмам в большей степени принято относить понятие "ордер". Термин впервые ввел в обиход Витрувий.

Ордер (от лат. ordo - ряд, порядок) - система несущих и несомых элементов стоечно-балочной конструкции, имеющих определœенный состав, форму и взаимное расположение. В древнегреческой архитектуре различают три ордера - ионический, дорический и коринфский. Поскольку колонны стали одним из наиболее показательных элементов ордера, о них мы и скажем несколько слов.

Главные структурные элементы двух ордеров одни и те же. Основа­нием для них служит обработанная по всœему периметру ступенями (обыч­но тремя) площадка - стилобат. На ней, по внешнему контуру храма, уста­навливались колонны, состоящие из трех частей: снизу вверх - базы (опорной части), ствола (фуста) и капители - верхней, завершающей части, на которую непосредственно опирается перекрытие-антаблемент. Стволы колонн в обоих ордерах суживаются кверху. Антаблемент состоит также из трех частей (снизу вверх): балки - архитрава, фриза и верхней части - карниза, являвшегося уже элементом крыши.

Древнегреческие колонны: дорическая, ионическая, коринфская

Дорический ордер сформировался примерно в VII в. до н.э. Колонны, выполненные по канонам этого ордера, не имеют базы, они более мощные и приземистые, чем в других ордерах. Дорическая колонна лаконична. Каннелюры, обычно не более 20-ти, проходят вдоль всœего ствола, что визуально утончает колонну, делает ее выше. Капитель состоит из круглой в сечении плиты эхина и невысокой квадратной плиты абаки. Узкое гладкое кольцо, прорезающее колонну под капителью, придает ей эстетическую завершенность, служит логичным переходом от вертикального рисунка каннелюр к горизонтальным элементам капители.

Ионический ордер оформился ненамного позже в конце VII - начале VI вв. до н.э. Ионическая колонна тоньше и выше. Здесь уже есть база сложная, состоящая из нескольких частей различных геометрических форм. Ствол прорезают 24 каннелюры, разделœенные срезами. Увеличение количества желобков зрительно делает колонну еще более стройной и высокой. Эхин орнаментирован и с двух сторон оформлен волютами. Причем, в случае если у центральных колонн волюты располагались диаметрально, то у угловых - на смежных "сторонах" колонны.

Коринфский ордер возник в эпоху классики - V-IV вв. до н.э. Коринфская колонна выше и стройнее всœех остальных. Хотя пропорции немного изменены, ствол и база имеют аналогичные с ионической колонной составляющие. Заметным отличием от предшественниц стала капитель. Она пышно изукрашена резьбой. Основу композиции составляют два ряда листьев аканта. А волюты ионической колонны здесь оригинально "превращены" в разворачивающиеся побеги папоротника или усики виноградной лозы.

Интересно, что "наследники" древнегреческих архитекторов - римляне - считали дорическую колонну чересчур грубой, ионическую - чересчур женственной, а потому использовали их довольно редко, отдавая предпочтение коринфскому ордеру. При этом в более поздние эпохи архитекторы Европы нашли применение всœем типам. В период ренессанса художники черпали вдохновение из образцов коринфского и ионического стиля. А самый старый, дорический, нашел признание позже, в эпоху ампира. Еще позднее лаконичность, строгость этих колонн пришлась к месту при постройке зданий государственных и финансовых учреждений. И теперь дорическую колонну можно увидеть в любом уголке планеты.

Ордер кариатид – не что иное, как сочетание ионийского или дорийского антаблемента со стволом в виде человеческой фигуры. Как пример, южный портик Эрехтейона , пользующийся наибольшей и заслуженной известностью Он является одним из тех произведений, на которых греческий гений проявился с наибольшей оригинальностью и свободой в формах, полных в то же время разумной сдержанности.

Это архитектурное произведение по его украшениям можно отнести к ионийскому ордеру, а по его приземистым пропорциям – к дорическому.

Древнегреческие колонны: дорическая, ионическая, коринфская - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Древнегреческие колонны: дорическая, ионическая, коринфская" 2017, 2018.