Линолеум

Художественные работы. Дерево как материал для декоративно-художественных работ

А. М. ШЕПЕЛЕВ

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ

Издание третье, переработанноеидополненное

Одобрено Ученым советом Государственного комитета СССР по профессионально-техническому образованию в качестве учебника для средних профессиональнотехнических училищ

МОСКВА«ВЫСШАЯ ШКОЛА » 1985

Рецензент - М.М. Лебедев, канд. техн. наук, преподаватель Центрального межведомственного института повышения квалификации руководящих работников и специалистов строительства при Московском инженерно-строительном институте им. В.В. Куйбышева.

Шепелев A.M.

Ш48 Штукатурные декоративно-художественные работы: Учеб. для сред. ПТУ. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Высш. шк., 1985. - 175., ил. - (Профтехобразование).35 к.

В книге даны сведения о подготовке поверхностей под оштукатуривание, выполнении простой, улучшенной и декоративной штукатурок, отделке оконных и дверных проемов, вытягивании тяг, отделке пилястр, колонн; рассмотрены устройство и работа машин для приготовления и нанесения растворов; выполнение гладких и рисунчатых известково-песчаных, терразитовых и каменных штукатурок, оштукатуривания фасадов, ремонтных и реставрационных работ. В 3-м издании (2-е - в 1981 г.) даны сведения о прогрессивных формах организации труда

шире развертывается гражданское и

В постановлении ЦК КПСС и Совета

жилищное строительство. За годы Совет-

Министров СССР "О мерах по дальней-

ской власти оно стало мощной отраслью

шему улучшению подготовки квалифи-

народного хозяйства.

цированных кадров и закреплению их в

Из года в год повышается качество

строительстве" (1979 г.) перед Государ-

жилищного

строительства, улучшается

ственным комитетом СССР по профес-

архитектурный облик домов. В соответ-

сионально-техническому

образованию,

ствии с Конституцией СССР и постановле-

строительными и другими министерст-

ниями партии и правительства по вопро-

вами поставлены задачи обеспечить под-

сам охраны и использования памятников

готовку на производстве квалифициро-

истории и культуры расширяются работы

ванных рабочих строительных и монтаж-

по реставрации архитектурных памятни-

ных профессий, осуществить строитель-

ков. Для выполнения подобных работ

ство и расширение учебных комбинатов,

необходимы

высококвалифицированные

укомплектовать их инструментом и ин-

рабочие, в том числе и штукатуры по де-

вентарем, привлекать для обучения рабо-

коративно-художественным работам.

чих в учебных комбинатах лучших брига-

Штукатурка предохраняет здание от

диров, ветеранов труда, заслуженных

атмосферных воздействий, от чего

строителей, а также высококвалифици-

увеличивается срок его службы. Ошту-

рованных специалистов.

катуренные помещения более гигиенич-

В соответствии с Основными направ-

ны, менее звуко- и теплопроводны, чем

лениями реформы общеобразовательной

неоштукатуренныеВсевозможные тяги и

и профессиональной школы и постанов-

различные цветные и другие декора-

лением ЦК КПСС и Совета Министров

штукатурки улучшают внешний

СССР "О дальнейшем развитии системы

вид здания.

профессионально-технического образова-

Отделочные работы, особенно штука-

ния и повышении ее роли в подготовке

турные, очень трудоемки. Снижению

квалифицированных рабочих

трудоемкости

способствует дальнейшая

(1984 г.) выдвинута задача обеспечить

индустриализация строительного произ-

дальнейшее развитие и совершенство-

водства, а также механизация отделочных

вание системы профессионально-техни-

работ. Механизация дает возможность

ческого образования как основной формы

сократить

трудовые

планомерной

подготовки

оштукатуривание и повысить производи-

цированных рабочих кадров, повышать ее

тельность труда.

роль в осуществлении перехода к все-

приготовления

растворов

общему профессиональному

обучению

месте работ применяют растворосмеси-

молодежи.

тели различной конструкции и произво-

учащийся, каждый

дительности. На поверхности штукатур-

должен хорошо овладеть своей профес-

ный раствор наносят растворонасоса-ми,

сией и в практической работе творчески

штукатурно-смесительными агрегатами, а

применять передовые методы труда, не-

для затирки применяют шту-катурно-

прерывно совершенствуя их, искать но-

затирочные машины.

вые пути для дальнейшего повышения

Большую роль в повышении произ-

производительности труда, улучшения

водительности труда играют правильная

качества строительства.

организация труда, рациональное комп-

СВЕДЕНИЯ О ЗДАНИЯХ, СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫХ И ОТДЕЛОЧНЫХ РАБОТАХ

§ 1. КЛАССИФИКАЦИЯ ЗДАНИЙ

подвальными (отметка пола ниже отметки

ИИХОСНОВНЫЕЧАСТИ

земли более чем на половину высоты

Классификация зданий. Здания пред-

помещения), мансардными (в объеме

чердака).

назначаются для производственной и

Основные части здания. К основным

культурной деятельности людей, в них

частям здания (рис. 1) относятся: фун-

люди живут, отдыхают, учатся. В зави-

даменты 2, каркас, стены 4, 9, перегород-

симости от назначения здания подразде-

ки, перекрытия, покрытия крыши, лест-

ляются на следующие виды: жилые и

ницы, окна, двери. Стены подразделяют-

общественные - жилые дома, школы,

ся на несущие и ограждающие-

библиотеки, учреждения, больницы, те-

Несущие элементы (фундаменты,

атры, вокзалы; промышленные - фабри-

каркас, стены, перекрытия) воспринимают

ки, заводы, электростанции, мастерские,

нагрузки

вышележащих

гаражи; сельскохозяйственные -по-

конструкций, находящихся в здании лю-

стройки для скота, хранения кормов,

дей, оборудования, снега, ветра и обра-

выращивания овощей.

совокупности

пространственную

Каждое здание должно соответство-

систему - несущий остов здания, кото-

вать своему назначению; в нем должны

рый должен отвечать требованиям проч-

быть созданы условия для труда, про-

ности и устойчивости.

изводственного процесса, быта. В соот-

Ограждающие элементы (стены, пе-

ветствии с этим здания должны быть

регородки, перекрытия, оконные и двер-

прочными, долговечными, безопасными в

ные заполнения)

защищают помещения

пожарном отношении, экономичными в от воздействия окружающей среды, а

строительстве и эксплуатации и одно-

также отделяют одно помещение от дру-

временно должны отвечать эстетическим

гого. Ограждающие конструкции должны

требованиям.

быть стойкими

атмосферных

По капитальности здания подразде-

воздействий, с хорошими тепло- и звуко-

ляются на четыре класса. Капитальность

изоляционными свойствами.

определяется долговечностью и огнестой-

Некоторые элементы здания - сте-

костью, которая характеризуется возго-

ны, перекрытия - могут одновременно

раемостью материалов. К I классу

выполнять функции несущих и огражда-

капитальности относятся здания, рассчи-

ющих конструкций.

Это толща грунта,

танные на срок службы более 100 лет; к II

О сн о в а ние

расположенная

фундаментом и

Более 50; к III - более 20; к IV -до 20 лет.

По количеству этажей здания подраз-

воспринимающая нагрузку от здания.

деляются на малоэтажные (1-2 этажа),

Основания бывают естественные и искус-

среднеэтажные (3-5 этажей), многоэтаж-

ственные.

часть здания,

ные (6-9 этажей), повышенной этаж-

Фундамент

опирающаяся на грунт (основание). Фун-

ности (10-16 этажей), высотные (выше

16 этажей).

дамент воспринимает массу здания в це-

лом и передает эту нагрузку на основа-

Этажи в здании бывают наземными

ние. Закладывают фундамент на опреде-

(при отметке пола помещений не ниже

ленную глубину в грунт. Нижняя часть

отметки земли), цокольными (отметка

фундамента, соприкасающаяся непосред-

пола ниже отметки земли, но не более

ственно с основанием, называется подош-

чем на половину высоты помещения)

вой. Расстояние от поверхности земли до

Рис. 1. Основные части здания: 1 - основание,2 - фундамент,3

Гидроизоляция,4 - наружная стена,5 - косоур,6 - марш, 7 - перила,8 - площадка,9 - внутренняя стена,10 - подвал,11 - приямок,12 - оконный проем с коробкой,13 - перегородка,14 - ниша,15 - подоконник,16 - заглушина,17 -междуэтажное перекрытие,18 - пол,19 - откос,20 - перемычка,21 - чердачное перекрытие,22 - мауерлат,23 - венчающий карниз,24 - скат,25 - конек,26 - вальма,27 - ребра,28 - дымовая труба,29 - распушка дымовой трубы,30 - слуховое окно,31 - балкон,32 - сандрик,33 - пилястра,34 - междуэтажный карниз,35 - наличник,36 - слив,37 - цоколь,40 - крыльцо,41 - отмостка,42 - кордон

подошвы называется

глубиной заложения

фундаменты

представляют

собой сплошную

фундамента, которая зависит от прочности

непрерывную стенку, на которой возводят

грунта, глубины его промерзания и других

стены здания. Столбчатые фундаменты -

это отдельно стоящие столбы. Свайные

Фундаменты по

конструкции бывают

фундаменты состоят из отдельных стоек.

ленточными, столбчатыми, свайными или

Сверху их

перекрывают

фундаментными

сплошными, в виде

плиты. Ленточные

балками или перемычками,

представляют

монолитную

ренние 9. По характеру работы стены могут

железобетонную плиту, устроенную под всей

быть несущими, самонесущими и ненесущими.

площадью здания.

собственной

Чтобы предохранить фундаменты

воспринимают и передают на фундаменты

увлажнения, их защищают гидроизоляцией 3 из

нагрузки от перекрытий, крыши, лестницы,

водонепроницаемых

материалов

самонесущие - несут нагрузку только от

рубероида на мастиках) или оштукатуривают

собственной

Ненесущие

специальными растворами. В зданиях с

(навесные) стены не несут никакой нагрузки.

подвалом 10, если уровень грунтовых вод

В стенах устраивают проемы для дверей и

находится ниже пола подвала, изоляцию

окон. Конструкция, перекрывающая оконный

укладывают на двух уровнях: первый нижний

или дверной проем, называется перемычкой

слой в кладке фундамента под наружными и

20. Участки стен, расположенные между

внутренними стенами и столбами на уровне

проемами, называют простенками. Они

подготовки под полы подвала, второй - в

подразделяются на рядовые, расположенные

цоколе на 15-20 см выше поверхности

между проемами, и угловые, расположенные

отмостки или тротуара. Кроме того, изолируют

между проемами и углами здания. В стенах с

наружные поверхности стен подвала и его пол.

внутренней стороны, под окнами, часто

Если уровень грунтовых вод находится выше

устраивают углубления - ниши 14, в которых

пола подвала, изоляцию выполняют в виде

располагают приборы отопления. Ниши также

сплошной оболочки, покрывающей подготовку

устраивают для встроенных шкафов и других

под полы подвала и его наружные стены на 50

см выше уровня грунтовых вод. Выше этой

Для усиления стен, а также для придания

устойчивости высоким стенам в определенных

отметки устраивают изоляцию верхней части

стены от капиллярной влаги. Оклеечную вер-

типах зданий делают узкие вертикальные

тикальную

изоляцию

предохраняют

выступы (ребра жесткости) прямоугольного

повреждения защитными стенками из кирпича

сечения - пилястры 33 или полукруглого

или глиняным замком.

сечения - полуколонны.

12 устраивают в

Для отвода от фундамента здания

наружных стенах, заполняют их коробками и

стекающей с крыши воды вокруг здания делают

отмостку 41 с уклоном в сторону улицы.

остекленными переплетами, которые бывают

Отмостку

устраивают

бетона, щебня

одинарными, двойными или спаренными. Для

гравия и покрывают асфальтом.

одинарных и

спаренных переплетов ставят

одну коробку, для двойных - одну широкую

Ц о к о л ь

нижняя часть

наружной

защищающая

или две на некотором расстоянии одну от

увлажнения

и случайных

механических

другой так, что между ними образуется заглу-

шина 16.

повреждений. Образуя переход к стене в виде

Коробки одни или с заглушинами за-

наклонной плоскости, цоколь заканчивается

нимают только часть толщины стены. Другая

профильной тягой - кордоном 42. Цоколь

часть приходится на откосы 19, которые

воспринимается зрительно как основа здания,

делятся на внутренние и наружные.

придающая ему большую устойчивость.

Внизу оконного проема с внутренней

процессе

эксплуатации

стороны ставят подоконник 15 из дерева,

находится в неблагоприятных условиях.

облицовывают

гранитом,

бетона, мрамора. Его устанавливают го-

ном уровне с нижними частями балок или

ризонтально по длине, но с уклоном 1-2°

же так, что части балок выступают как

внутрь помещения по ширине. С наруж-

ребра, между которыми образуются

ной стороны проема делают из цемент-

разной формы

Кессоны.

ного раствора нижний откос или слив 36 с

В зависимости от конструкции здания

уклоном 10-25° от стены, т. е. наружу.

и его назначения перекрытия могут

С наружной, а иногда и с внутренней

опираться на наружные и внутренние

стороны оконные и дверные проемы

несущие стены (бескаркасная конструк-

оформляют наличниками 35 в виде прос-

тивная схема здания), на стены и колонны

той ленты или тяги.

(неполная каркасная схема здания) или

Дверные проемы служат для входа в

только на одни колонны (каркасные

здание, перехода из одного помещения в

многоэтажные здания).

другое или

31. Их

Перегородки 13 служат для разделе-

устраивают в стенах и перегородках.

ния внутреннего пространства в пределах

Проем заполняют коробкой с дверью.

одного этажа на отдельные помещения;

У проема для входа в здание и выхо-

опираются они на перекрытия. Перего-

да из него устраивают площадку со сту-

родки изготовляют из разных материалов,

пенями или крыльцо 40. Вверху над

обладающих

хорошей звукоизоляцией,

входом делают козырек 39.

огне- и влагостойкостью, малой массой. В

П е р е к р ы т и я

разделяют

жилых зданиях применяют гипсобетонные

реннее пространство здания на этажи.

перегородки с деревянным каркасом,

Перекрытия, расположенные между двумя

неармированные гипсо-шлакобетонные,

называются

междуэтажными

гипсобетонные панели. Их прикрепляют к

17, между первым этажом и подвалом -

перекрытиям

анкерами,

подвальными, под крышей - чердачными

21. Бывают

перекрытия,

хомутами,.

которые отделяют нижний этаж от грунта.

П р и я м к и

11 с окнами служат для

освещения

подвальных

помещений

Различают перекрытия балочные, со-

бираемые из мелкоразмерных элементов

естественным светом. Приямки выполня

по балкам, и панельные - из крупнораз-

ют из кирпича, бетона с лотком внизу для

мерных элементов. Балочное перекрытие

сбора воды.

состоит из несущей части и ограждения.

Б а л к о н 31 - открытая огражден-

ная площадка, выступающая за плоскость

Несущая часть - это деревянные, метал-

лические или железобетонные балки, на

наружной стены.

терраса, встроенная в

которые укладывают плиты ограждения. В

Л о д ж и я -

габариты здания, огражденная с трех сто-

панельных перекрытиях функции несущей

ограждения

(заполнения)

рон стенами, одна сторона - открытая.

совмещены. Такие перекрытия могут быть

Э р к е р - закрытый со всех сторон

балкон; имеет крышу, отапливается и

в виде плит из монолитного или сборного

железобетона.

является частью жилой площади.

Л е с т н и ц ы

служат для сообщения

В междуэтажных перекрытиях ограж-

между этажами, с улицей. В зависимости

дение состоит из верхней части или пола

18 и нижней части - потолка. Между

от назначения они подразделяются на

этими ограждениями укладывают звуко-и

основные, или главные, служебные,

теплоизоляционный слой. Полы могут

пожарные, вспомогательные, аварийные.

быть выполнены из дерева, плиток, це-

Лестницы состоят из этажных площадок 8,

мента, бетона, асфальта, линолеума.

располагаемых на уровне пола этажа, и

междуэтажных,

располагаемых между

В балочных перекрытиях ограждаю-

щие плиты могут быть уложены на од-

Площадки соединяются между

собой маршами 6 со ступенями.

Лестницы изготовляют из железобетона, дерева, металла. На лестницах обя-

зательно делают ограждения или перила

ными деталями (рис. 2). Цоколь 9 может

7. Низ площадок и маршей может быть

быть отделан цементными или каменны-

гладким или с выступающими балками. В

ми штукатурками с гладко затертой по-

первом случае лестницу монтируют из

верхностью.

целых железобетонных маршей и пло-

В стенах устраивают ниши 2 прямо-

щадочных плит, во втором - из площа-

угольной, полуциркульной или круглой

дочных плит и сборных ступеней, которые

формы, простые или оформленные раз-

укладывают на косоуры 5- наклонные

личными тягами, пилястрами 7, колон-

железобетонные или стальные балки,

нами. Внутри ниш часто устанавливают

опирающиеся на площадочные балки.

статуи, вазы или картины. Колонны и

Крыша защищает здание от дождя,

пилястры устраивают на всю высоту зда-

снега, ветра. Крыша состоит из несущей

ния либо в пределах одного или несколь-

части - стропил, обрешетки и

ких этажей. Стены также украшают

ограждения - кровли.

карнизами, филенками, лопатками, рус-

По конструкции крыши бывают чер-

тами. Карнизы 11 бывают лобовые, или

дачные и бесчердачные(совмещенные).

венчающие, завершающие верх здания,

Несущие конструкции чердачных крыш

или междуэтажные, отделяющие один

делают в виде деревянных и железобе-

этаж от другого. Филенки 10 - рамки,

тонных стропил, крупноразмерных плит

окружающие определенное поле стены,

либо деревянных, стальных или железо-

потолка, свода. Лопатки 1 - узкие

бетонных ферм. Фермы устанавливают в

вертикальные полосы. Они бывают глад-

большепролетных зданиях, не имеющих

кие или рустованные. Русты 4 - это швы,

внутренних несущих стен или колонн.

отделяющие камни друг от друга. Кладку

Стропила крепят на мауерлат 22, на стро-

или облицовку стен здания выполняют

пила кладут обрешетку, по которой

грубо отесанными (рустованными) либо

настилают кровлю. Кровли устраивают из

выпуклыми камнями. Русты бывают

асбестоцементных и волнистых листов,

простой или сложной формы. По стенам

рулонных материалов, кровельной стали,

фасадов часто устраивают пояски-тяги

черепицы.

тупого профиля, располагая их на уровне

Совмещенная

междуэтажных

перекрытий,

создавая

железобетонных несущих

элементов

горизонтальное

членение

плит и панелей, покрытых рулонными

некоторых случаях отдельные части фа-

материалами. В этих крышах несущие и

сада делают слегка выступающими. Вы-

ограждающие функции совмещены.

ступы профилируют, образуя раскреповки

На крыше различают скаты 24, конек

18. Узкая

профилированная часть

25, вальмы26 и ребра27. На крышу

пилястры также называется раскреповкой.

выходят дымовые

28, вентиляционные

Окна и двери могут служить для

трубы и слуховые окна 30. В низу дымо-

украшения фасада. Их располагают в

вой трубы устраивают утолщенную часть

одиночку или группами. По форме окна

Распушку, или выдру, 29, которая

бывают прямоугольными, полуциркуль-

предохраняет чердачное пространство от

ными 8, круглыми, овальными. Полу-

атмосферных осадков, стекаемых с

циркульные двери 6 и окна часто рас-

трубы. Слуховые окна служат для осве-

полагают рядом, образуя аркаду 17.

щения чердачного пространства и выхода

Аркада - это ряд повторяющихся оди-

через них на крышу.

наковых проемов, перекрытых арками.

§2. АРХИТЕКТУРНЫЕ ДЕТАЛИ ЗДАНИЙ

Для оформления окон и дверей приме-

няют наличники, карнизы, контрналич-

И ИХ ОТДЕЛКА

ники, сандрики. Под окнами и на крыше

Внутреннее пространство здания (ин-

делают пьедесталы, балюстрады 12. Окна

терьер) и фасад отделывают различными

16. Стена между этими карнизами называется полем фронтона15. На углах и вершине фронтона или на столбах балюстрады ставят украшения треугольной формы - акротеры13, вазы, статуи, треножники.

Рис. 4. Карниз из архитектурных обломов: 1,3 - полочка,2 - гусек,4,6- каблучки, 5 -слезник, 7,9 - четвертные валы,8, 10 - полки

Потолки и своды в больших помещениях украшают квадратными, прямоугольными, круглыми, многогранными углублениями - кессонами (см. рис. 56}. Кессоны разделяются между собой гладкими дорожками или тягами.

В местах соединения потолка и стен выполняют тяги, или карнизы, из набора архитектурных обломов. Архитектурные обломы (рис. 3) по очертанию профиля бывают прямолинейные и криволиней ные. Они образуются из прямолинейных простых криволинейных и сложных криволинейных профилей. Из сочетания простых обломов получаются сложные обломы, например астрагал, представляющий собой валик с полочкой. Из обломов составляют архитектурные профили тяг на карнизах (рис. 4), ордерах, капителях.

ЗАЩИТАОШТУКАТУРЕННЫХЧАСТЕЙ

ЗДАНИЯ ОТ

АТМОСФЕРНЫХ

Штукатурку

предохраняют

от атмосферных осадков разными спо-

собами. Карнизы делают с вылетом от

поверхности стены не менее 25 см со

Рис. 3. Архитектурные обломы: 1 -

слезником

плоскости

полочка, 2 - пояс,3 - плинт,4 - слезник,5 -

карнизов и различных тяг выполняют с

вал, 6 - прямой четвертной вал,7 - обратный

четвертной вал, 8 - выкружка,9 - прямая

уклоном 20%. Все архитектурные детали

четвертная выкружка, 10 - обратная четвертная

защищают

металлическими

покрытиями

выкружка, 11 - прямой сложный вал,12 -

слезниками

обратный сложный вал, 13 - прямая сложная

выкружка, 14 - обратная сложная выкружка,15 -

капельниками, а детали, выступающие от

прямой каблучок, 16 - обратный каблучок,17 -

стены более чем на 50 см, и подоконные

прямой гусек, 18 - обратный гусек

На заключительном этапе реализации дизайн-проекта производятся отделочные работы. Отделка внутреннего пространства помещения (стены, потолки, полы и т.д.) позволяет интерьеру приобрести гармоничный законченный вид. При этом во время отделочных работ можно исправить или замаскировать допущенные неточности и ошибки строительства несущих элементов конструкции здания и защитить его от внешних факторов влияния. Одним из составляющих элементов внутренней отделки помещения являются декорирование стен и потолков.

Стены и потолок комнаты наиболее объемные элементы любого помещения, поэтому они сразу бросаются в глаза. Соответственно к декору данных элементов следует подходить с максимальной ответственностью, скрупулезностью и добросовестностью. Ведь именно отделка стен и потолков задает атмосферу уюта, комфорта, гармонии в любом помещении. На современном этапе одним из наиболее популярных вариантов декорирования потолка и стен являются художественные работы (художественная роспись, венецианская и другая декоративная штукатурка, арт-мозаики, рельефный декор, резьба по дереву и т.д.).

Галерея художественных работ Gessostar

Художественные работы по отделке потолка

Среди модных тенденций строительной сферы применение новейших технологий и материалов позволят воплотить в жизнь любые идеи относительно декорирования потолка. Здесь имеют место как самые обычные, бюджетные конструкции из гипсокартона или натяжные потолки с последующей окраской, поклейкой обоев, наложением кафеля. При этом подобные решения всегда приводят к упрощению и созданию лаконичного простого интерьера, в то время как создать эксклюзивный и неповторимый дизайнерский стиль помогут оригинальные авторские художественные работы по оформлению потолков. Сейчас на рынке художественного декора интерьера пользуются популярностью следующие виды художественных работ:

  • Художественная роспись — обеспечит изысканный и роскошный, презентабельный и элегантный декор внутреннего пространства помещения. Современные технологии, применяемые в художественной росписи, поразят Вас результатом декора: визуально живые цветы, пики гор в дали, восходящее солнце, летящие к Вам птицы и т.д. Профессионалы в сфере художественной росписи благодаря знанию художественной и эстетической культуры, подчеркнут индивидуальный стиль любого помещения. Для художественной росписи элементов интерьера сегодня используют акриловые и масляные краски, жидкие баллонные краски, мел, карандаши и т.д. Творческий потенциал художников-дизайнеров интерьеров при разработке эскизов художественной росписи, как правило, может ограничиваться только предпочтениями клиента (от геометрических фигур и орнаментов до сложных пейзажей, портретов и т.д.).
  • Лепной декор — представляет собой гипсовые конструкции, которые могут монтироваться на потолок и в местах соединения потолка со стенами (декор углов). Сегодняшний рынок предлагает широкий выбор декоративных лепленных элементов для оформления потолочных конструкций ( , элементы для дополнительного декора системы освещения и т.д.). Элементы лепного декора могут производиться механическим и ручным методами. Кроме того, при необходимости (для гармонизации цветового оформления помещения) или желании им можно придать любой окрас. Мы предлагаем создание уникальных элементов лепного декора по индивидуальным заказам клиентов.
  • Резьба по дереву – отличный вариант для декорирования древесных потолочных конструкций. Резьба по дереву может производиться ручным и механическим способом по заранее разработанным эскизам. При этом готовые узоры можно украсить при помощи лакокрасочных материалов, придав им желаемый цвет. Также для дополнительного декора можно воспользоваться технологиями тонирования и золочения древесины.

Художественные работы по отделке стен

При художественном декоре стен могут успешно применяться и уже описанные варианты декоративного оформления потолков. Однако существуют и другие методы художественного дизайна, которые, несомненно, удачнее позиционируются при нанесении на стены помещения. Среди таких вариантов художественного декора можно выделить следующие техники:

  • Венецианская штукатурка — один из наиболее изысканных, элегантных и аристократических вариантов отделки стен. В основе венецианской штукатурки лежат каменная пыль (или мука) и известь (в редких случаях акрил). Причем для производства венецианской штукатурки могут использоваться практически любые камни: малахит, кварц, оникс, мрамор и т.д. Качество эстетика, и тонкость линий при декоративном оформлении стен венецианской штукатуркой зависит от того, насколько тщательно измельчены камни. Декорирование данного вида требует сложных подготовительных работ (сушка, армирование, шпатлевка, грунтовка стен) и сам процесс нанесения вряд ли будет под силу дилетанту, поэтому для получения качественного результата обращайтесь к специалистам. При условии правильного нанесения, венецианская штукатурка на стенах помещения будет радовать Вас и восхищать Ваших гостей не один десяток лет.
  • Рельефы и барельефы — представляют собой выпуклые, объемные изображения на стенах (иногда используют для декора потолков) на различную тематику. Для нанесения барельефа на плоскость могут использоваться различные материалы – от обычного гипса до драгоценных камней и металлов. Основная цель барельефа, как и других видов художественного декора, акцентировать внимание на особенностях и индивидуальности оформления внутреннего пространства помещения. При декоре рельефами и барельефами стен могут использоваться как отдельные небольшие элементы, так и стена может быть полностью покрыта полноценным декоративным панно в стиле натюрморта, геометрических фигур, анималистических изображений, пейзажей и т.д.
  • Художественная каменная резьба – прекрасное дизайнерское решение по оформлению стен больших, монолитных помещений. Для оформления стен каменной резьбой, как правило, используется натуральный материал (в редких случаях применяются искусственные камни). При этом декоративная каменная резьба не только красива, оригинальна и изыскана, но и долговечна. Данный вид декора предполагает как резьбу по монолитному камню, так и конструирование общей картины из отдельных резных элементов (декоративные резные каменные кирпичи).

Цветовая гамма отделки стен и потолка

Определится с цветовой гаммой и оттенками будущего интерьера помещения необходимо еще до начала отделочных и художественно-декоративных работ. Цветовой спектр в помещении не только создает впечатление о целевом назначении комнаты, но и позволяет увеличить ее площадь и объем с точки зрения визуального восприятия. Кроме того, цветовое оформление внутреннего пространства помещения отражает личность его владельца.

Например, экспрессивные и эмоциональные люди предпочитают более яркие, броские (иногда даже кричащие) тона при оформлении интерьера помещения. Уравновешенные, спокойные личности отдадут предпочтение теплым, пастельным тонам. Аристократы по натуре приветствуют холодные оттенки цветов, которые придают помещению нотки строгости, сдержанности, изыска. При цвето-тоновом оформлении интерьера помещения также необходимо учитывать качество и направленность естественного освещения. Так, например, если естественное освещение направленно с севера, то лучше оформить интерьер более яркими оттенками цветов, а если с юга – лучше использовать цвета на тон светлее.

Студия декоративной лепки ГессоСтар предлагает услуги по художественно-декоративному оформлению интерьеров помещений. В составе нашей команды дизайнеров-декораторов есть высококвалифицированные художники, которые воплотят в жизнь любые фантазии клиента относительно художественной росписи стен и потолков ручным и механическим методами. Сегодня художественная роспись в интерьере доступна широкому кругу населения благодаря прогрессивному развитию технологий производства декоративных материалов.

Кроме того, наша компания предлагает услуги по художественному оформлению интерьеров помещений декоративными лепными элементами собственного производства по демократичным ценам. В нашем ассортименте лепного декора присутствуют карнизы, уголки, тяги, розетки, кронштейны, колонны и многое другое. Специалисты нашей компании также разработают эскизы и выполнят отделку стен и потолков венецианской штукатуркой. Основные характеристики работы креативной команды ГессоСтар — профессионализм, творческое развитие и оригинальная фантазия, ответственность, добросовестность и исполнительность. Создавайте неповторимые эксклюзивные интерьеры вместе с профессионалами ГессоСтар.

К атегория: Отделочные работы

Дерево как материал для декоративно-художественных работ

При строительстве садовых домиков и оборудовании садовых участков распространенным конструктивным элементом является дерево. Это наиболее доступный, легко обрабатываемый материал, незаменимый для изготовления многих изделий и деталей. Дерево дает большие возможности для воплощения художественного замысла автора. В силу сравнительно легкой и хорошей обрабатываемости, а также многих других положительных свойств из дерева можно создавать разнообразные по форме, цвету, фактуре изделия и детали, отделывать их резными и другими украшениями. Важно и то, что художественная обработка дерева может быть легко организована в домашних условиях.

При обработке древесины необходимо учитывать ее важнейшие свойства.

Для выполнения художественных работ применяют высушенную древесину. Влажность свежесрубленнои древесины составляет 50-80 %, воздушно-сухой (3-6 месяцев сушки под навесом) - 15-20 % и комнатно-сухой (3-6 месяцев сушки в комнате) - 8-12 %. Влажность используемой древесины не должна превышать 20 . При неравномерной усушке происходит ее растрескивание и коробление.

В условиях садового участка применяется, как правило, атмосферная сушка. Древесину укладывают на прокладках в хорошо проветриваемых местах, но не на солнце. Сушка продолжается в течение нескольких месяцев. Если древесина предназначена для использования внутри домика, ее необходимо досушить в комнате.

Твердость древесины зависит от породы, влажности и направления резания. Наибольшая твердость - при торцовом резании, наименьшая - при радиальном (за исключением березы). При влажности 15 твердость древесины в 1,5-2 раза выше, чем при влажности 30 %. Высокую твердость имеют такие породы, как дуб, бук, граб, клен, орех, груша, ясень, береза и др. К мягким породам относятся сосна, ель, пихта, тополь, липа, осина, ольха.

Цвет древесины зависит от климатических условий произрастания. Породы умеренного пояса (сосна, ель, береза, осина) окрашены сравнительно бледно по сравнению с произрастающими в более теплых зонах породами (дуб, орех, акация и др.). Интенсивность окраски увеличивается с возрастом дерева. Изменение цвета происходит и в результате поражения древесины грибами, а также при длительном хранении или обработке.

Блеск древесины зависит от отражающей особенности ее поверхности. Чистые срезы вдоль волокон лучше отражают свет, чем с перерезанными волокнами, дающими более рассеянное отражение. Степень блеска во многом зависит от породы, наличия сердцевинных лучей. Древесина дуба, бука, березы, тополя, липы, груши обладает полуматовым блеском; клена - шелковистым; березы - муаровым. Блеск, как и цвет, во многом зависит от “характера освещения. С изменением направления освещения или месторасположения зрителя матовые поверхности могут становиться блестящими, светлые - темными. Это свойство древесины, имеет важное значение при создании сюжетных композиций, наборов типа паркета и особенно портретов.

Текстура древесины образуется вследствие перерезания анатомических элементов. Чем сложнее строение древесины, тем богаче текстура. Хвойные породы имеют простое строение и в основном однообразную текстуру, что обусловлено разной окраской ранних и поздних слоев. У лиственных строение древесины более сложное и более богатая текстура. Во многом она зависит и от направления разреза (радиальное, тангенциальное, тангенциально-торцовое). Характер текстуры определяется также тем, в какой части дерева получен разрез - комлевой, стволовой, у наплывов на стволе, у развилин крупных сучков и т. д.

Породу древесины выбирают в зависимости от вида изделия или деталей и способов ее художественной обработки. Или наоборот, в зависимости от использованной при строительстве или изготовлении изделий древесины определяют вид ее художественной обработки.

Для работ по дереву- применяют различные породы. Из мягких лиственных пород предпочитают липу. Она режется легко и чисто и мало подвержена короблению и растрескиванию. Однако ввиду малой твердости ее не применяют для наружных изделий и деталей, а в основном для изготовления резных игрушек, шкатулок, рамок, полочек, посуды и т. п. Хорошим материалом для резьбы считается ольха, которая также хорошо красится, режется и мало коробится. Однако использование ее ограничивается обычно мелкими изделиями ввиду небольших запасов. Береза однородна по плотности и пригодна для резьбы, хотя режется труднее, чем липа и осина: Рельеф резьбы получается четким и чистым. Хорошо красится и отделывается. Но ввиду большого коробления ее нельзя применять для изделий больших размеров. Из березы лучше делать небольшие детали или резные накладные украшения.

Осина и тополь по своим свойствам близки к липе, но при резьбе они легче скалываются. Поэтому их лучше применять для крупнорельефной резьбы. Дуб имеет ярко выраженную крупную текстуру, хорошо заметные годичные слои. Древесина твердая и ломкая, трудно поддается резьбе. Можно применять для крупных декоративных работ. Орех хорошо режется во всех направлениях и не дает сколов, поэтому может применяться для выполнения тонкой резьбы. Клен имеет однородную и твердую древесину.

Режется чисто и без сколов, но тяжело. Хорошо окрашивается и отделывается. Древесину сосны применяют для украшения окон, наличников, карнизов, ставней, простенков домов и т. д. Из-за возможных сколов и сравнительно невысокой прочности резьбу делают крупной. Аналогичным образом используют и ель. Она еще мягче, чем сосна, и режется легко. Недостатком древесины ели является большое количество твердых сучков. Кроме того, она менее смолиста, чем сосна, и менее долговечна.

Используемая для резьбы древесина не должна иметь наклона волокон, свилеватости, сучков, трещин, червоточин, гнили и других пороков.

Резьбу по дереву выполняют с помощью специальных инструментов - ножей, стамесок, сверл, скребков и др.

Плосковыемчатая резьба. В зависимости от формы выемок и характера рисунка она подразделяется на геометрическую и контурную.

Геометрическая резьба выполняется в виде двух-, трех- или четырехгранных выемок, образующих на поверхности узоры из геометрических фигур - треугольников, квадратов, окружностей. Наиболее простыми элементами являются двугранные прямолинейные или криволинейные выемки. Но самое широкое применение получили трехгранные выемки, с помощью которых создаются различные узоры. Более крупные элементы резьбы можно сделать с четырехгранными выемками различной формы. С помощью криволинейных трехгранных выемок, можно образовать розетки-вертушки. Интересные композиции получают, применяя скобчатые порезки. На рис. 106 показаны примеры различных видов геометрической резьбы. Такая резьба может применяться для украшения мебели, полок, наличников окон и дверей, ставней, а также небольших предметов - шкатулок, кухонных досок (служащих предметом украшений), ваз, деревянной посуды и т. д.

После подготовки поверхности делают ее разметку, нанося основные линии рисунка. Мелкие детали, как правило, выполняют на глаз. Для того чтобы резьба была качественной, резать древесину необходимо по слою, иначе волокна будут задираться и поверхность становится шероховатой.

Контурная резьба характеризуется неглубокими двугранными выемками по всему контуру рисунка. Техника ее выполнения близка к резьбе линейного рисунка. Мотивами орнамента могут быть стилизованные растения, овалы, окружности, цветы, фигуры животных, птиц. Цветовое решение украшаемой поверхности можно сделать до или после выполнения резьбы. Контурная резьба применяется обычно в сочетании с другими видами резьбы или с росписью, а как самостоятельный вид - при выполнении на дереве декоративных панно.

Плоскорельефная резьба имеет невысокий рельеф, который находится в одной плоскости с украшаемой поверхностью.

Рис. 1. Узоры геометрической резьбы: а – из трехгранных выемок- б – розетка с кривыми гранями; в – из двухгранных выемок; г - скобчатые порезки; d - орнамент из трехгранных выемок


Рис. 2. Контурная резьба


Рис. 3. Плоскорельефная резьба: а -заоваленная; 6 - с подобранным фоном

Такая резьба может применяться для декоративного оформления различных деталей домика, мебели, оборудования, а также настенных панно. Она имеет несколько разновидностей.

Рельефная резьба имеет более высокий рельеф. Фон выбирается на большую глубину, что способствует выявлению формы орнамента. У этого вида резьбы нет плоской поверхности - все формы различной высоты. Резьба может выполняться как с низким (так называемая барельефная), так и с высоким (горельефная) рельефом.

Рельефную резьбу применяют для украшения стен, дверей, мебели, различного оборудования, а также в настенных панно и т. д. Резные элементы можно изготавливать отдельно, а затем накладывать их на украшаемую поверхность.

Рельефная резьба выполняется в такой последовательности: нанесение рисунка на поверхность (разметкой или переводом с кальки через копировальную бумагу), надрезка и подрезка контура орнамента, черновая выборка фона, декоративное выявление форм рельефа, чистовая зачистка фона, выявление мелкого рельефа, чеканка фона (при необходимости).


Рис. 4. Орнамент в технике рельефной резьбы

Для того чтобы декоративный элемент хорошо вписывался, т. е. чтобы деталь была композиционно завершенной, ее следует по периметру

оформить профильной раскладкой. Позиции виг этого рисунка иллюстрируют резные элементы, которые могут применяться для украшения мебели, наличников, карнизов и др. Количество накладных рельефов при декорировании мебели необязательно должно быть большим. Достаточно 1-2 щитов (центральных). Остальные щиты могут быть декорированы только раскладками (как и на центральных щитах). Декорирование их необходимо для того, чтобы композиционно поддержать декор центральных.

Прорезная резьба. Этот вид резьбы предусматривает удаление фона с помощью долота, сверла, пилы (лобзика). Детали с такой резьбой могут иметь широкое применение для украшения садового домика, мебели и другого оборудования. В этом случае элементы часто накладывают на какой-либо фон. В мебели и при отделке интерьеров в качестве фона может использоваться, к примеру, яркая ткань. При наружном украшении домика фоном служат строганые доски. Фон и резной элемент желательно окрасить в разные цвета.

Домовая резьба характеризуется крупным масштабом и выполняется с помощью пилы, топора. Она применяется для наружного украшения построек. По рисунку и технике выполнения она может быть рельефной, прорезной и объемной. Домовая прорезная резьба применяется для украшения фронтонов и наружных карнизов, а также ставней. Декоративные резные ставни хорошо сочетаются с металлическими коваными завесами и петлями.

Рис. 9. Варианты оформления окон со ставнями


Рис. 10. Варианты оформления перил крыльца

Рис. 11. Стойка крыльца и фрагмент его художественного оформления

Рис. 12. Оформление крыльца

Дерево как материал для декоративно-художественных работ