Плитка и кафель

Лабиринт из зеленой изгороди. «Крепость-лабиринт» на участке детского сада из снега

Тайна лабиринтов. Для чего они были созданы и как брать из них Силу Жикаренцев Владимир Васильевич

Классический лабиринт, как его строить и как с ним работать

Классический лабиринт (он же Критский) выглядит как на рис. 14. Заметьте, что в нём две группы окружностей: внешняя и внутренняя - в каждой по четыре штуки. Сначала человек движется по внешним окружностям, потом переходит на внутренние и, в конце концов, приходит в центр. Внешние и внутренние окружности это внешнее и внутреннее в формуле Христа.

Рис. 14 - Классический критский лабиринт

Как строить лабиринт . Порядок построения любого лабиринта показан на рис. 15. Лабиринты отличаются друг от друга по количеству углов (ниже вы поймёте о чём идёт речь) и формой: в основе одних лежит вила, в основе других - крест. Существуют также лабиринты, в основе которых лежит форма человека с его пятью членами (см. ). Отдельно стоят лабиринты, в которых 30 углов, а крест в них присутствует в неявном виде, о них мы подробно поговорим позже.

Рис. 15 - Принцип построения лабиринтов

Заготовки для построения лабиринтов и сами лабиринты показаны на рис. 16–21. Сложность лабиринтов зависит от того, сколько углов вы к нему добавляете. Пусть вас не смущает то, что вход у критского лабиринта, который построил я, зеркальный по отношению к классическому, просто до него я построил несколько лабиринтов, у которых вход был слева, поэтому здесь я решил сделать вход справа. С другой стороны, в мире существует немало лабиринтов именно с таким расположением входа.

Рис. 16а - основа для построения троичного лабиринта-вилы

Рис. 16б - лабиринт-тройка, построенный мной

Рис. 16в - он же зимой

Рис. 17а - основа для построения шестиричного либиринта-вилы

Рис. 17б - шестеричный лабиринт-вила, который построил я

Рис. 17в - шестеричный лабиринт, вид сверху

Рис. 17 г - он же зимой

Рис. 18а - основа для построения четверичного лабиринта-креста

Рис. 18б - четверичный лабиринт-крест, который построил я

Рис. 18в - он же зимой

Рис. 19а - основа для построения восьмеричного лабиринта-креста - классический критский лабиринт

Рис. 19б - Критский лабиринт, построенный мной

Рис. 19в - Критский лабиринт, построенный мной

Рис. 19 г - он же зимой

Рис. 20 - основа для построения двенадцатеричного лабиринта-креста

Рис. 21 - основа для построения десятеричного лабиринта-человек

Смысл лабиринтов. У каждого из них свой, мы разберём только два лабиринта, над смыслом остальных подумайте сами.

Лабиринт-вила. Если вы посмотрите на лабиринт на рис. 16а-в, то увидите перед собой вилу, концы которой загнуты. Тупик, куда заходит идущий по лабиринту человек, это и есть место, где живёт Минотавр - наше я. Вила состоит из двух концов, один из которых загнут, указывая на замкнутое на себя я, а другой конец - другая противоположность - окружает со всех сторон это я. Например, мужчину окружают со всех сторон женщины - женское начало, а женщину - мужчины. Заходя в лабиринт, это можно увидеть и прочувствовать, как вас всегда окружает то, что вы отрицаете.

В общем, смысл данного лабиринта заключается в следующем. Наше замкнутое на себя я со всех сторон окружает отрицаемая нами противоположность (чем больше отрицаний, тем больше таких окружностей), а саму вилу противопложностей окружает со всех сторон целостный мир, а за этим миром мир с его противоположностями лежит ещё нечто, пустота - вот что можно почувствовать и пережить в данном лабиринте.

Лабиринт-крест. Посмотрите на рис. 18а-в. Перпендикулярные линии креста указывают на два начала - мужское и женское, состоящие внутри себя из противоположностей. Загнутый конец, где живёт Минотавр, это позиция ума или мысль, взгляд на вещи, в которых замкнулся человек. Например, кто-то замкнулся на демократии, кто-то на деньгах, на женщинах, на религии, на интернете, а противоположная позиция отрицается, конечно же. Но она, как можно увидеть из рисунка, никуда не девается, она окружает я со всех сторон - это другой конец линии, который огибает весь лабиринт. Например, моралиста со всех сторон окружает разврат, материалиста - верующие, и т. п. Причём не только окружают, а достают, раздражают. О том, как вас достаёт то, что вы отрицаете, можно подумать, придя в центр лабиринта к Минотавру.

Далее. Посмотрите, как противоположности горизонтальной линии, которая представляет другое начало, меняются местами: левый конец горизонтальной линии уходит направо, а правый - налево, окружая замкнутое на себя я. Что это означает? То, что в голове видение перевернулось - это действует Гордеев узел (см. ). Он переворачивает всё, что вы видите вокруг и представляя белое чёрным, черное - белым, добрые намерения - как злые, злые - как добрые, и т. д. Так в голове поселются путанка и ложь, иллюзия. Эту иллюзию, этот обман тоже можно поискать, когда вы придёте к Минотавру.

Всё, что вы видите вокруг, это не так, всё наоборот. Отсюда известная поговорка: Выслушай женщину и поступи наоборот.

Как работать с лабиринтом. Если вы мысленно пойдёте по лабиринту, то заметите, что попеременно переходите с одной стороны лабиринта на другую - это идёт соединение левого и правого - мужского и женского начал - по сути, здесь соединяются левая и правая половины тела, при этом полушария мозга начинают работать синхронно.

Внешние и внутренние окружности это внешнее и внутреннее в знаменитом выражении Христа: Когда вы соедините внешнее и внутреннее, левое и правое, верх и низ, вы соединитесь с Богом. А где в лабиринте верх и низ? Это мы обсудим ниже.

Как ходить по лабиринту? Это ясно сказано в истории о падении Иерихона. Иисус Навин семь раз обошёл город Иерихон с Ковчегом Завета, трубя в трубы юбилейные, и стены города пали. Иначе говоря, если вы, думая с любовью о волнующей вас проблеме, пройдёте по лабиринту по семи окружностям в центр, она решится, и вы окажетесь в раю в данном месте своего существа.

Переход с одной стороны лабиринта на другую это и есть те самые трубы ювилейные - вилы, в которые «трубит» идущий по лабиринту человек. Посмотрите на рис. 22, видите, в профиль труба в точности изображает вилу?

Лабиринт соединяет разорванный ум в целое… С помощью чего единый ум разрывается? Его рвут сети ума. Поговорим о них (более подробно о сетях ума смотрите учебник «Строение и Законы Ума» ).

Из книги Тайны древних цивилизаций. Энциклопедия самых интригующих загадок прошлого автора Джеймс Питер

Из книги Сам себе волшебник автора Гурангов Вадим

ЛАБИРИНТ После 17 августа на нашу семью обрушились напасти. Дочь Светлана работала в банке, тот рухнул, и она осталась без работы. Предприятие, на котором работаю я, несло большие убытки. У мужа тоже дела шли неважно. Как назло, Константин вдребезги разбил свою новую машину,

Из книги Духовный кризис [Когда преобразование личности становится кризисом] автора Гроф Станислав

Ли Санелла КУНДАЛИНИ: КЛАССИЧЕСКИЙ И КЛИНИЧЕСКИЙ ПОДХОДЫ [Кундалини] создает вселенную из Своего собственного бытия, и именно Она Сама становится этой вселенной. Она становится всеми элементами мироздания и входит во все разнообразные формы, которые мы видим вокруг. Она

Из книги Тайны древних цивилизаций автора Джеймс Питер

Классический период истории майя Достигнув определенной стабильности, цивилизация майя устремилась к новым высотам изощренности и экстравагантности. Археологи, изучавшие жизнь древних майя, находились под глубоким впечатлением от их достижений и восхищались ими.

Из книги Пророчества майя: 2012 автора Попов Александр

Классический период За очень короткий по историческим меркам срок, примерно на протяжении шести веков, с IV по X век н. э., народы майя, в особенности те, что жили в центральной области, достигли невиданных интеллектуальных и художественных высот. Причем в это время подобных

Из книги Магия бессмертия. Главный барьер автора Сервест Бурислав

Из книги Нумерология успеха. Запусти Колесо Фортуны автора Коровина Елена Анатольевна

Строить или разрушать Если вам необходимо приумножение, построение, восстановление чего-то, представьте это нечто и повторяйте: «сорок сороков». Помните, как величалось в старой Москве невиданное множество церквей – именно так, магически: сорок сороков.Между прочим,

Из книги Заговоры сибирской целительницы. Выпуск 06 автора Степанова Наталья Ивановна

Можно ли строить дом на месте сгоревшего Из письма:

Из книги Мудры: как влиять на других и самому защититься от чужого влияния автора Таль Макс

Мудры, дающие власть и помогающие строить карьеру развивать свое дело Мудра, помогающая стать харизматичным лидером (особенно хорошо работает во время публичных выступлений) Кому понадобится мудра Качества лидера могут быть необходимы в самых разных ситуациях. Эта

Из книги Ванга. Как управлять другими людьми автора Пономарева Наталья Владимировна

Как строить отношения с мужчинами

Из книги Тайна лабиринтов. Для чего они были созданы и как брать из них Силу автора Жикаренцев Владимир Васильевич

Как строить отношения с женщинами

Из книги Сокровенный смысл жизни. Том 2 автора Ливрага Хорхе Анхель

Как на самом деле действует классический лабиринт - Спас в силах Это открытие пришло неожиданно, после того, как одна женщина, пройдя критский лабиринт (см. рис. 14 и 19а, б, в), спросила: «А где же тут квадрат, тут должен быть квадрат?» Логика была простая: раз квадрат проводит

Из книги Тайные учения. Алхимия, гипноз и магия автора Гордеев Сергей Васильевич

Из книги Маленькие Будды…а так же их родители! Буддийские секреты воспитания детей автора Клэридж Сиэл

15.17. КЛАССИЧЕСКИЙ ГИПНОЗ Душевный дискомфорт не всегда считается болезнью. Однако именно он вызывает множество функциональных расстройств, страдая от которых человек вынужден обращаться к врачам. После обследования обычно выясняется, что проблема со здоровьем

Из книги автора

Раздел 5 Сочувствие как искусство строить отношения Как мать, которая защищала бы свое дитя даже ценой жизни, Питай в сердце бесконечную любовь ко всем живущим. Пусть твои добрые мысли пронизывают весь мир. Наполни ум сочувствием. Будда Шакьямуни Три главы этого

Из книги автора

Как строить прочные отношения Вся методика воспитания детей с раскрытием природы Будды посвящена установлению глубоких и теплых взаимоотношений, в которых могли бы развиваться и родители, и дети. Идеи и взгляды буддизма составляют канву этих методов, а практические

М ода на садовые лабиринты возникла еще в Средние века. Изначально они сохраняли в себе некое сакральное значение, но позже превратились в изысканное украшение и развлечение. Ни взрослым, ни детям не будет скучно в саду, в котором есть хотя бы небольшой зеленый лабиринт. Как его устроить, какие растения выбрать для садовой головоломки и как за ней ухаживать?

От храма до дворца

Среди многих таинственных объектов и символов, издавна привлекающих людей, есть и такой, который получил отражение в истории садово-паркового искусства. Это лабиринт, древнейший артефакт, вошедший в культуры разных народов с первобытных времен. Для многих из нас наибольшую известность приобрел лабиринт Кносского дворца на о. Крит, где, по преданию, обитал свирепый Минотавр.

Лабиринт обычно представляет собой двух- или трехмерное изображение системы сложно переплетенных линий (прямых, кривых или закрученных спиралью). Он может быть воплощен и в натуре, в виде цепочек камней, земляных насыпей, а также стен, устроенных из инертных материалов или из плотно высаженных растений.

Существует множество разных толкований символического значения лабиринта, есть теории о том, что это изображение космоса или гелиоцентрической системы, зашифрованные языческие обрядовые танцы, знак защиты от злых сил или изображение тернистого пути к познанию истины. В некоторых средневековых храмах полы расписаны в виде лабиринта. В прежние времена такие лабиринты с центром в виде креста, окруженного спиральными линиями, верующие преодолевали на коленях, совершая таким образом символическое паломничество к святым местам. Иногда на площадках возле церквей соответствующие узоры выкладывали камнем или просто выстригали в траве.

Всплеск интереса к созданию лабиринтов отмечается в период позднего Средневековья и в эпоху Возрождения. Невысокие из стриженого кипариса и самшита бордюры в лабиринтах около соборов и в монастырях служили религиозным целям, но постепенно такие растительные конструкции начинают приобретать развлекательный характер и становиться модным украшением садов знати. Очевидно, это является следствием развития регулярного стиля садоводства в то время и возвращения популярности топиарного искусства, непосредственно связанного с формированием лабиринтов и поддержанием их состояния.




Классика жанра

Строительство зеленых лабиринтов начинается на виллах в Италии, во французских дворцовых садах и в тюдоровской Англии. Поначалу они более напоминали партеры-бродери, витиеватые узоры которых так удобно было рассматривать с балконов особняков и замков. Высота стенок из стриженых кустарников не превышала метра. Относительно невысокие самшитовые бордюры в прямоугольных лабиринтах, подвергшихся неоднократной реставрации, можно и сейчас увидеть на вилле Барбариго близ Падуи и в садах Джусти в Вероне.

В центре спиральных, округлых или прямоугольных боскетов, составляющих лабиринт, высаживали цветы, устанавливали горшки с растениями или скульптуры. Примером такого лабиринта может являться сохранившийся до наших дней в прежних границах партер, разбитый принцем Вильгельмом Оранским (1533–1584) в парадной части голландского королевского дворца Хет Лоо. Сейчас его украшают высокие топиарные пирамиды, посадки шалфеев, лаванды, роз и цитрусовых в пристановочной культуре.

Со временем ландшафтные мастера прошлого стали увеличивать высоту стенок в лабиринтах, достигая эффекта полной дезориентации в пространстве находящихся внутри них людей. Эти сооружения становятся одними из главных увеселительных садовых аттракционов, с их помощью можно развлекать гостей или назначить встречу за зелеными стенами и спрятаться от любопытных глаз.

Практически во всех королевских садах и парках монархов Европы закладывают лабиринты. В 60-х годах XVII века в Версале гениальный Андре Ленотр строит лабиринты, которые впоследствии были украшены фонтанами на темы басен Эзопа. Позднее в России по указанию Петра I подобный лабиринт устраивают в Летнем саду. К сожалению, обе эти зеленые конструкции до наших дней не сохранились. Однако одно из старейших сооружений такого типа, построенное во дворце Хэмптон Корт Джорджем Лондоном в конце XVII века, до сих пор принимает посетителей. Широко известным публике этот лабиринт стал после выхода романа Джерома К. Джерома «Трое в лодке, не считая собаки».

Как любая топиарная конструкция, лабиринт требует постоянного ухода, поэтому неудивительно, что многие из этих сооружений в ходе исторических перипетий были утеряны. Однако интерес к ним постоянно сохранялся, поэтому целый ряд лабиринтов был восстановлен, причем нередко по старым сохранившимся чертежам, как, например, в Павловском парке, где в конце XVIII века работал Чарльз Камерон. Замысловатый лабиринт из тисса квадратной формы, как будто весь составленный из углов, реконструирован в красивом английском поместье Чениз Мэнор. В восхитительных садах Хэтфилд Хаус в конце прошлого века хозяевами был воссоздан масштабный лабиринт, построенный в начале XVII века знаменитым садовым мастером Джоном Традескантом.

Практически во всех королевских садах и парках монархов Европы закладывают лабиринты.

По пути модернизации

С развитием практики строительства лабиринтов их структура стала изменяться. Помимо усложнения самой схемы расположения зеленых стен меняется и варьируется их толщина и высота, становится более разнообразным ассортимент используемых древесно-кустарниковых растений. В центре, а иногда и по краям лабиринта устанавливают башенки, поднявшись на которые удобно его осматривать, а также наблюдать за теми, кто пытается найти выход. Это добавляет развлекательности садовым головоломкам. Примером такого лабиринта может служить зеленая конструкция на вилле Пизани в итальянском городе Стра, украшенная скульптурами и центральной башней со спиральной лестницей. По преданию, в этом лабиринте заблудился сам Наполеон Бонапарт, который когда-то владел виллой.

Иногда вместо башен строили мостики, по которым можно было переходить из одной части лабиринта в другую. Мостовые переходы позволяют подкорректировать направление своего движения по лабиринту, они оживляют его, делают более динамичным и веселым. Особенно часто такой элемент используется в современных лабиринтах. Один из крупнейших мастеров нашего времени по строительству лабиринтов англичанин Адриан Фишер соорудил конструкцию из стриженого тисса с двумя высокими деревянными мостами в поместье герцогов Мальборо Бленем. Еще одной его находкой можно считать создание зеленых лабиринтов, объединенных с подземными, вырытыми в виде системы туннелей и гротов. При использовании декоративной подсветки такие лабиринты превращаются в настоящие садовые аттракционы.


Как это делается

Живые стены лабиринтов создают так же, как и плотные живые изгороди, высаживая посадочные единицы с промежутком в 30–40 см по заранее продуманной и размеченной схеме посадки. В дальнейшем уход сводится к удобрению, поливу и, конечно, постоянной формовке посадок. Не стоит думать, что лабиринт – прерогатива обширных поместий и больших парков. В приусадебном саду можно заложить совсем небольшой лабиринт, состоящий из пары витков спиральных посадок с площадкой в центре, вымощенной камнем или отсыпанной гравием. Установив там скамью или комплект садовой мебели, это место можно превратить в оригинальный уголок отдыха.

Для устройства стриженых стенок лабиринтов в европейских странах с теплым климатом традиционно использовали кипарисы, интродуцированные кипарисовики, самшит вечнозеленый и особенно тисс ягодный. Можно сказать, что большинство современных высоких лабиринтов сформированы именно из тисса. Однако и из лиственных древесных пород удается создавать плотные непроницаемые стены, для этой цели чаще всего выбирают буки лесной и восточный, граб обыкновенный, бирючину блестящую, лавр благородный, и лавровишню обыкновенную. Все эти растения имеют не очень крупные листья и сдержанные темпы роста, они хорошо поддаются стрижке.

Живые стены лабиринтов создают так же, как и плотные живые изгороди, высаживая посадочные единицы с промежутком в 30–40 см по заранее продуманной и размеченной схеме посадки.

В нашем климате

В условиях умеренного климата для формирования достаточно высоких стен лабиринтов, разумеется, следует выбирать более зимостойкие растения. Из числа хвойных это могут быть ель обыкновенная, е. сербская, е. черная, е. Энгельмана или е. колючая, туя западная, можжевельник скальный, м. виргинский и м. обыкновенный, пихта сибирская и п. бальзамическая, а также разные виды лиственницы, которые также способны выполнять функцию экрана в течение вегетационного периода. Густо посаженные и стриженные в стенку, все эти растения обеспечат непроницаемость ходов лабиринта даже без применения сетки или решетки, как иногда делается при использовании других культур.

Что касается лиственных растений, то в наших условиях можно формировать стенки лабиринтов из многих древесных и кустарниковых видов, к примеру липы мелколистной, л. амурской или л. крупнолистной, рябины обыкновенной, р. промежуточной, р. цельнолистной, р. Арнольда и р. ольхолистной, боярышника обыкновенного, б. перисто-надрезанного, б. однопестичного, б. крупноколючкового и б. мягковатого. Для создания лабиринтов подойдут также разные виды яблони и груши, в том числе и плодовых сортов, клен приречный и к. татарский, дерен белый, арония черноплодная, крупные сорта барбариса обыкновенного, б. оттавского и б. Тунберга, карагана древовидная и пузыреплодник калинолистный.

Некоторые дизайнерские проекты отличаются особой оригинальностью, как, например, лабиринт, созданный из вкопанных в землю ивовых жердей, дающих молодые побеги.

Модные тенденции

Альтернативой классическим лабиринтам со стрижеными стенками становятся травянистые, которые как бы возвращают нас во времена Средневековья. Такие циклические лабиринты, выстриженные в траве, а также с гравийными и плиточными дорожками можно встретить сейчас во многих садах, например в английских поместьях Вествел Мэнор и Чениз Мэнор, но они уже, безусловно, носят чисто декоративный характер. Их можно встретить в качестве элемента в дизайнерских выставочных проектах или в оформлении парковых пространств. В качестве одного из интересных примеров таких лабиринтов можно привести сдвоенную спираль из посадок разных полевых трав, устроенную в садах Аппельтерн в Голландии.

Встречаются также современные лабиринты, сделанные из деревянных, металлических или решетчатых ограждений, увитых лианами или с плоскими шпалерными посадками на сетках. Некоторые дизайнерские проекты отличаются особой оригинальностью, как, например, лабиринт, созданный из вкопанных в землю ивовых жердей, дающих молодые побеги. Можно с уверенностью сказать, что такой древнейший артефакт, как лабиринт, вовсе не собирается на покой, он востребован в современных садах и все чаще предстает перед нами в новом обличье.

По традиции, еще со времен Древних Египта и Греции, под лабиринтом понимают участок местности с дорожками, тропинками, которые создают замысловатый рисунок и при этом ведут к центральной части. Изгородь из растений, высаженных в подобной форме, стала появляться в средневековых садах к середине XV в. Наверняка все любители Джерома К. Джерома помнят, как его герои блуждали по лабиринту (кстати, немаленькому – длина аллей ок. 500 м), находящемуся в Хемпптон-корте. Интересно, что хоть он был создан аж в 1690 году, но пройти по следам веселых персонажей из «Трое в лодке, не считая собаки» можно и сегодня.

Не чужда изгородь в подобной форме и русским садам, в усадьбах Архангельское, Кусково, Петергофе аллеи из аккуратно подстриженных кустов формировали четкий рисунок. Со временем композиции из живой изгороди усложнялись, создавая запутанные конструкции. Переменчивая мода на какое-то время забыла о лабиринтах, но в наши дни они снова стали объектом интереса ландшафтных дизайнеров.

Лабиринт у себя на участке

Если размеры участка позволяют, то вполне можно создать садовый лабиринт, и у этой идеи есть много достоинств:

  • это оригинальное, нетрадиционное обустройство сада;
  • великолепное средство развлечения для домашних и гостей;
  • полезно для развития детей.

Лабиринты бывают разных видов, например, гармоничной частью пейзажного сада станет фантазийный или цветочный, в регулярный сад органично впишется практически любой вариант. Посадочный материал для создания такого элемента ландшафта достать не проблема, ассортимент растений на рынке очень широкий, поэтому всегда можно подобрать растения, подходящие для запланированной высоты бордюра или стенки.


Растения, формирующие изгородь, определяют размеры композиции, можно создать детский мини-вариант диаметром до 2 метров, а можно и с поперечников в 10-20 м, из которых далеко не сразу найдешь выход.

Растения для сада-лабиринта

Маленький детский лабиринт можно создать даже из однолетних растений (кудрявая петрушка, бархатцы), горшков с цветами, небольших камней. Ну а для большого используют кустарники. Подбирают такие кустарники, стрижка и обрезка которых не связана с большими сложностями, а это необходимо для придания лабиринту определенной формы и регулирования размеров его стенок.

Для декоративной композиции средних размеров выбирают растения высотой до 50 см, например можно посоветовать спирею низкорослую, чашечковый зверобой, самшит, альпийскую смородину. Перечисленные виды растут в средней полосе. Если же замахнуться на большой лабиринт, в котором и взрослые люди проплутают некоторое время, то придется подбирать деревья, вырастающие до 3 м. Дизайнеры рекомендуют в этих целях использовать шиповник, барбарис Тунберга, граб, магонию, клен татарский, тис. Подойдет и уже упоминавшийся выше самшит, еще можно взять боярышник, иргу, форзицию среднюю.

Стоит постараться и подобрать сочетания видов кустарников таким образом, чтобы периоды цветения у них не совпадали, тогда ваш садовый лабиринт будет в цвету большую часть года.


Традиционная форма композиции - круг, но вполне допустимо устроить сад-лабиринт в форме квадрата, треугольника или в виде букв – инициалов человека. Вариантов интересных можно придумать множество, подключите к этому своих детей, чтобы и они поучаствовали в процессе. Простая схема включает вход, пару поворотов, выход. Среди простых форм можно назвать спираль, в которой все тропинки смыкаются в центре. Можно выбрать сквозную схему без выраженного центра, а если он будет, то расположить в нем фонтан или уютную беседку, а то и пруд или патио.

Лабиринтные формы

Помимо эстетической ценности, лабиринт является отличным средством для проведения досуга, устройства всевозможных конкурсов, соревнований, что будет особенно привлекательно для детей. В тупичках для детей родители могут сделать тайник с призами, фантами. А взрослые участники получат шанс отыскать здесь томик стихов, рюмку коньяка, гитару и т.п. В общем, при желании и некоторой креативности лабиринт можно превратить в прекрасное место для развлечений.

Выбор места для композиции

Окинуть взглядом лабиринт можно только сверху, поэтому целесообразно устраивать его рядом с возвышенностью, с которой будет возможно насладиться его видом сверху. Точкой обзора может стать и второй этаж дома. Обычно лабиринт располагают в зоне отдыха, неподалеку от детской площадки, так как для детей он обладает притягательной силой и становится любимым местом их игр.


Территориально этот элемент ландшафта можно устроить и между домом и садом, огородом. Впрочем, советуем предусмотреть и более короткую обходную дорожку с интересным покрытием.

Садовый лабиринт из живой изгороди

В ландшафтном дизайне различают несколько типов лабиринта по основному «строительному материалу». Живая изгородь до 3 метров высотой – идеальный материал. Но помните, что внешняя красота такого лабиринта сопряжена с необходимостью уделять изрядно сил и времени поддержанию деревьев в надлежащем виде, в том числе стрижке, обрезанию веток. Конечно, под устройство этого варианта требуется довольно большая площадь, но если уж вы можете себе такое позволить, то получите чудесное место для прогулок, а ваши дети – для игр.

Лабиринт из изгороди отличается долговечностью (при хорошем уходе, конечно). Быстро создать такой можно методом высадки однолетников, например кохии веничной, которая достигает 1 метра, обрастает густой листвой и хорошо формуется. Естественно на будущий год придется высаживать растения снова или все же приступать к сооружению композиции из многолетних кустарников.

Цветочный лабиринт

Это очень оригинальная организация цветника, цветы в данном случае высаживаются обычно по спирали. Лучше всего подойдут компактные цветы с прямыми стеблями и правильной формой. Так как цветочный лабиринт невысок и его можно охватить взглядом без проблем, то его форма должна быть эстетичной. Поэтому от чересчур раскидистых цветов придется отказаться, а также тех, что склонны к самосеву (мак, эшшольции). Из-за самосева композиция рискует быстро потерять изначально задуманную форму, контуры смажутся и рисунок потеряет в эстетичности.

Хорошие варианты для оформления – львиный зев, роза бордюрная, кустовая петуния.

Чтобы получить эстетичный вид, необходимо соблюдать однородную гамму оттенков и строгость в контурах, дабы границы клумб не размазывались. Можно устроить лабиринт не из одной, а из двух спиралей или линий, которые в определенном месте будут смыкаться. В таком можно высаживать растения двух контрастирующих окрасок.

Лабиринт может стать оригинальной клумбой, от созерцания которой всегда можно будет получить эстетическое. Но цветочную конструкцию можно приспособить и для прогулок. В этом случае между лентами из цветов прокладываются мощеные или присыпанные гравием дорожки, повторяющие лабиринтные проходы.

Каменный лабиринт

Свое обаяние имеет и композиция из камней, напоминающая руины некогда величественных культовых построек. План тот же – спираль, вдоль которой выкладываются небольшие камни приблизительно равного размера. Такой вариант предназначен, скорее, для созерцания, для пеших прогулок возводят каменные стены или используя крупные глыбы. Внести некоторое оживление в серый, несколько мрачноватый тон камней можно растениями.

На каменных стенах будут интересно смотреться лианы, ампельные виды (плющ, ипомея, клематис и др.), а в лабиринте из небольших камней можно высадить очитки, молодилу.

Фантазийная композиция

Этот тип наиболее близок к исконной сущности лабиринта – сооружения с крайне запутанными тропинками, по которым можно блуждать очень долго в поисках верной дороги. В фентезийном лабиринте не акцентируется центр, его просто нет, зато в изобилии присутствуют многочисленные тропинки, оканчивающиеся тупиком, множество похожих друг на друга поворотов и перекрестков. Войдя в такой, поневоле начинаешь ощущать себя искателем приключении.

Фантазийная композиция может охватить собой весь сад вместе с зоной отдыха, площадкой для детей и прочими дорожками. Только надо делать переходы делать короткими и часто чередовать их с поворотами, петлями. Тогда в поле зрения будет лишь пара-тройка метров. Такой эффект запутанности достигается за счет использования пергол, вьющихся растений на трельяжах, арок.

Каменный лабиринт в саду (видео)

В фентезийной композиции всем растениям позволяется развиваться почти без ограничений, так что можно пройти в двух шагах от человека и не заметить его за плотной зеленой завесой.

Прогулка по лабиринту будет особенно приятна, если за поворотом путника будет ждать красивая скамья, изящная клумба или оригинальная скульптура.

Садовые лабиринты (20 фото)


Отзывы и комментарии

(3 оценок, среднее: 4,67 из 5)

11.02.2014

Интересная идея, я б сама до такого никогда не додумалась бы. У нас как раз сейчас такая ситуация, что мы решили больше не возделывать наш огород, так все это надоело, что хочется просто отдыхать на даче. Получается, что у нас где-то порядка 15 соток земли. Попробую по весне сделать разметку под лабиринт, хочу сделать его пока что из каких-то однолетников, а дальше посмотрим.

Саша 27.09.2014

Очень интересная и необычная идея скажу я вам) Хотя для этого ка по мне нужен слишком большой сад, у меня такого к сожалению не имеется, поэтому я только облизываться могу, но если будет возможность, то и у себя лабиринт обязательно сделаю)

20.03.2016

Просто великолепно выглядят такие лабиринты, как показано в данной статье. Но я думаю, что все-таки это игрушка очень богатых людей. Такое построить! Это же сколько нужно места свободного, да и кустов таких и посадить все очень правильно, и ухаживать постоянно, поливать, подрезать. Думаю не один садовник трудится над таким шедевром.

Елена 22.05.2017

В этом году сделаю на даче клумбу с цветочным лабиринтом. Мне очень понравилась эта идея и как это выглядит. У нас даже в городе во дворе многоквартирного дома такая клумба былабы очень кстати, и сверху из окон смотрелась бы отлично, а то некоторые жильцы садят во дворе цветы хаотично и в целом они не смотрятся как композиция. Клумба в виде цветочного лабиринта это бы исправила.

  • Добавить комментарий
  • В процессе организации пространства собственного участка непременно возникает стремление сделать его не просто привлекательным, а максимально оригинальным.

    Наиболее интересное решение для осуществления такой цели — оформление лабиринта. Отметим, что занятие это далеко не простое, хоть и непременно увлекательное, но все же, при правильном подходе и тщательном предварительном проектировании, не отнимет много времени.

    Как сделать декоративный лабиринт?

    Чтобы получить отличный результат, выполните все работы в строго определенной последовательности:


    Как выбрать участок для лабиринта?

    Отграничьте территорию, на которой вы готовы создать декоративный лабиринт. Четкие рекомендации в этом отношении отсутствуют, так как эту форму ландшафтного дизайна легко организовать и на равнинной местности, и на холмистой.

    Важно! Основные условия отвечают следующим правилам:

    На что обратить внимание при составлении плана композиции?

    Создание схемы лабиринта — наиболее ответственный ответ. От того, насколько грамотно вы выполните эту работу, полностью зависит последующая привлекательность придомовой территории.

    Важно! Перед тем, как приступить к проектированию лабиринта на участке, рассмотрите варианты готовых схем, из которых выберите наиболее интересные на ваш взгляд идеи.

    Последовательность работы при составлении проекта:


    Какой выбрать тип лабиринта?

    В современном ландшафтном дизайне существует несколько направлений создания этой формы:


    Важно! Ознакомьтесь с особенностями каждого типа, чтобы принять правильное решение. При выборе руководствуйтесь следующими критериями:


    Почему стоит создать лабиринт из камней?

    Этот способ наиболее простой, но в то же время позволяет достичь максимальной оригинальности при декорировании. Выгодно отличает этот тип ландшафтного оформления целый ряд преимуществ по сравнению с другими вариантами.

    Важно! Примите во внимание, что создание каменного лабиринта вполне доступно для самостоятельного выполнения, даже при отсутствии каких-либо навыков.

    Преимущества каменного лабиринта

    Достоинств такого решения достаточно много, поэтому выделим лишь наиболее весомые:


    Важно! Подобное явление обусловлено практической невозможностью подобрать абсолютно идентичный материал по форме, цвету и размеру. Поэтому, даже при использовании в качестве основы наиболее популярной схемы, результат будет значительно отличаться от исходника.

    Каким камням отдать предпочтение?

    Для создания каменного лабиринта подходят практически все типы камней различной природы происхождения:


    Как сделать лабиринт-клумбу?

    Такой вариант также не отличается особой сложностью, но при этом обеспечит особую яркость, насыщенность и необычайную эффектность участка в период с весны до осени. Очень важно правильно подобрать узор для посадки цветов и скомбинировать их по цвету и высоте.

    Важно! Отметим, что неоспоримыми достоинствами подобного решения являются:


    Какие цветы использовать для формирования лабиринта?

    При выборе сортов, обратите внимание, что нежелательно использовать те виды цветов, которые активно пересеиваются на прилегающие к месту посадки участки. В этом случае вам не удастся добиться четкой разграниченности территории и линии выбранного узора непременно нарушатся.

    Отдайте предпочтение следующим видам:


    Важно! Разнообразие оттенков данных пород настолько широко, что для вас не составит проблемы найти наиболее интересное решение для создания контраста в соседних фигурах узора лабиринта.

    Отличительные особенности сада-лабиринта

    Обустройство этой ландшафтной формы — это зонирование участка в соответствии с выбранным рисунком с помощью живых изгородей. Чаще всего для этой цели используют всевозможные виды кустарников, которые легко поддаются стрижке.

    Важно! Если решили отдать предпочтение именно лабиринту из растений, учтите, что растения потребуют основательного ухода и регулярного формования. Иначе не удастся достичь желаемого результата, а вся растительность станет бесформенной массой.

    Какие растения выбрать?

    Выбор подходящих растений определяется исключительно вашей фантазией, но существует несколько наиболее популярных вариантов, применение которых позволит создать красивую живую изгородь с минимальными затратами времени:


    Важно! В случае, когда вы решили предпочесть высадку однолетних растений, обратите внимание на кохию веничную — она дает густую обильную зелень, а высота кустарника достигает 1 метра.

    Как сделать фантазийный лабиринт своими руками?

    Подобное решение приемлемо лишь в том случае, когда ваша придомовая территории отличается внушительными размерами, причем, большинство строительных и посадочных работ вы привыкли выполнять сами. По своей сути, фантазийный лабиринт — это комбинация всех вышеперечисленных типов этой ландшафтной формы в сугубо индивидуальном порядке.

    Такие проекты очень сложны в оформлении и нередко плавные и контрастные переходы одной фигуры в другую охватывают полностью весь участок.

    Важно! Учтите, что сложность самостоятельного создания лабиринта такого типа заключается не только в необходимости отменного художественного вкуса, чтобы грамотно расположить широкий видовой ряд растений и камней. Потребуется довольно сложный постоянный уход за зелеными насаждениями, чтобы поддерживать привлекательность формы.

    Видео

    Просмотрите видео, в котором показан пример масштабного лабиринта, чтобы оценить всю сложность подобного проекта.

    Как создать привлекательные дорожки?

    По выполнению этой работы также существует несколько несложных правил, которых обязательно придерживайтесь еще на стадии проектирования:


    Особенности оформления лабиринта

    Объем работ будет разниться в зависимости от масштаба территории под лабиринт и выбранного типа, но последовательность этапов остается неизменной:


    Заключение

    Несмотря на сложность создания лабиринта, привлекательность его, при правильном оформлении, будет радовать ваш взор и вызывать восхищение у гостей. Поэтому, если приняли решение по обустройству собственного участка этим способом, аккуратно и предельно внимательно выполняйте все работы, чтобы не разочароваться в полученном результате. Не стремитесь сразу выполнить сложный проект, начните с наиболее простой формы, в дальнейшем корректируя ее по своему усмотрению и расширяя пространство.

    «…лабиринт воспринимается как островок спокойствия в хаотичном

    мире, тихое место, предназначенное для раздумий и созерцания.

    Извилистая тропа лабиринта приглашает посетителя очистить

    свой разум, освежить душу, умерить пыл, сбавить скорость»

    Дж. Савард «Лабиринты»

    Лабиринт - это удивительное во всех отношениях явление, возникшее на заре истории человечества и знакомое многим культурам. История этого символа насчитывает уже не одну тысячу лет. Записи древних историков (Геродота, Диодора) донесли до нас сведения о четырех величайших лабиринтах далеких эпох. Первый, сегодня относящийся к одному из семи чудес света, - Египетский - был построен фараоном Аменемхетом около 2200 г. до н.э. Геродот считал египетский лабиринт колоссальным, удивительным и невообразимым, затмевающим даже Великую Пирамиду. Второй - Критский (или Кносский) лабиринт известен благодаря греческим мифам почти каждому на нашей планете, по преданию он был построен удивительным архитектором и изобретателем Дедалом. История этого лабиринта навечно связана с древнегреческим мифом о Минотавре, о храбром юноше Тесее, победившем чудовище и нашедшем выход из мрачного подземелья на острове Крит, благодаря любви прекрасной Ариадны. Третий лабиринт существовал на острове Самос, а четвертый располагался в Италии в городе Клузиуме. Немало древних лабиринтов было построено в Европе - только в Великобритании их обнаружено более 600, есть они и на нашем Севере - на каменистых мысах Белого и Баренцева морей, в глубине Кольского полуострова.

    Тема особого рода садовых украшений - лабиринтов также имеет давнюю историю. Садовые лабиринты создаются из более или менее высоких живых изгородей, расположенных под углом или в виде сужающихся окружностей так, что между ними образуются дорожки, ведущие к одному центру, но сообщающиеся между собой столь замысловато, что гуляющему по ним не так просто добраться до центра всей композиции, также как и найти обратный путь. Первоначально имеющие религиозное значение, начиная со Средних веков, лабиринты из живых растений возводятся во всем мире для развлечения и украшения. Сначала парковые лабиринты сооружались не высокими, лишь до колена. Любоваться ими надо было сверху: низкие живые изгороди образовывали причудливые геометрические орнаменты. Свободное пространство между кустарниками заполняли красиво цветущими растениями , цветным песком и гравием. Со временем «живые» лабиринты становились все выше. Лабиринты из живой изгороди становятся непременной деталью многих садов и парков Европы, а прогулка среди запутанных тропинок и тупичков превращается в весьма популярное развлечение для аристократии. Многочисленные «живые» лабиринты, отличающиеся изысканным вкусом, находились во владениях могущественного клана Гонзаго из Мантуи, прогулка по лабиринту, созданному в 1669 году в Версальском саду, считалась незабываемым развлечением, а лабиринт, созданные в 1670 году в саду виллы Альтьери в Риме, стал излюбленной забавой Папы Климента X.

    Особенной любовью к лабиринтам с живой изгородью из деревьев и кустарников прониклись англичане, превратив искусство создания ландшафтных лабиринтов в один из национальных символов королевства. Один из первых английских лабиринтов с живой изгородью был высажен в XII веке во время правления короля Генриха II в саду возле его дворца в Вудстоке. Он назывался Будуар Розамунды в честь фаворитки короля Розамунды Клиффорд. Поражал своим великолепием лабиринт в саду Тюдоров в Хэтфилд-Хаус в Хетфордшире, а лабиринт из лавровых кустов в Глендерген-Хауз в Корнуолле, высаженный в 1833 г, по-прежнему поражает извилистостью своих троп. Один из самых известных и существующих до сих пор английских лабиринтов подобного рода - Хэмптон Корт - был создан в 1691 году при дворе Вильгельма Оранского на берегу Темзы в 16 км к юго-востоку от Лондона. Ежегодно тысячи туристов со всего света приезжают в Англию, чтобы пройти путем своего любимого героя из книги Джерома К. Джерома "Трое в лодке, не считая собаки".

    Двадцатый век отмечен созданием новых удивительных «живых» лабиринтов. Особенное распространение получили парковые ходы-головоломки, именуемые на английский манер «мейзами» (maze). Мейз по своему замыслу еще более запутан, чем лабиринт, пройти к его центру или какой-либо цели, не так-то просто. Обычно, в мейзах заложены создателями несколько возможных дорог к достижению цели - центра композиции, два или более входов и выходов, дорожки сообщаются между собой и образуют различные развилки. Примером такого украшения может служить мейз, созданный в 1988 году в Лидсе из 2400 тисовых деревьев. Дорожки лидсской "головоломки" образуют изображение королевской короны, по углам установлены башни и бастионы, а выход из лабиринта осуществляется по подземному гроту, специально устроенному для этой цели. Лабиринт, находящийся в саду английского замка Бленхайм, считается самым большим в мире, его длина составляет 88 м, а ширина - 55,5 м. Он получил название "символического" лабиринта, поскольку на его "стенах" расположены геральдические знаки Британской империи.

    В русских парках лабиринты, как атрибут регулярного сада, получили широкое распространение в XVIII-XIX вв. Так при Петре I в Летнем саду были устроены лабиринты Летнего сада со скульптурами на темы басен Эзопа. Лабиринт Летнего сада состоял из четырёх куртин со сложной системой дорожек. Среди «живых» стен были устроены 32 ниши, в которых находились отлитые из свинца и позолоченные фигурки - герои какой-нибудь басни Эзопа, выполненные в натуральную величину: мыши, лягушки, змеи, ястреб, курицы, ёж, черепаха, орел. При входе в лабиринт возвышалась статуя самого Эзопа.

    В начале этого лета возможность порогуляться по дорожкам «зеленых» лабиринтов появится у жителей и гостей Санкт-Петербурга. В этом году с 27 мая по 3 июня 2009 года в Михайловском саду Русского музея пройдет второй Международный фестиваль садово-паркового искусства «Императорские сады России». В его рамках будет проведена необычная выставка-конкурс ландшафтного дизайна «Лабиринт-Орнамент-Символ». Участникам выставки-конкурса «Лабиринт-Орнамент-Символ» предлагается раскрыть орнаментальное и символическое многообразие лабиринта средствами ландшафтного дизайна и садово-паркового искусства. Войти в жюри этого конкурса согласился выдающийся мировой дизайнер мэйзов и создатель многочисленных лабиринтов Адриан Шифер, создавший уже более 500 подобных сооружений. Например, на прошлогодней Олимпиаде в Китае Фишер в рамках культурной программы этого мероприятия построил лабиринт общей протяженность 8 километров, побив рекорды Книги Гиннесса.

    В Михайловском саду выделено 20 экспомест для создания лабиринтов, среди участников конкурса - представители Москвы, Санкт-Петербурга, Германии, Голландии, Франции. Заявленные темы проектов поражают разнообразием. Здесь и вариация на тему лабиринта английского парка «Хэмптон-корт», упоминаемого в книге Джерома К.Джерома «Трое в лодке, не считая собаки», и воссоздание деревянного фрагмента боскета «Лабиринт» Летнего сада; «Сицилианский сад в Пруссии»; интерактивный лабиринт «Маленький принц», который будет особенно интересен детям; лабиринт-символ «В поисках Русского сада».

    Фестиваль «Императорские сады России» включен в официальную программу празднования Дня города. В дни фестиваля в пространстве Михайловского сада будут оживать античные скульптуры, в «Уличной» зоне картины Русского музея превратятся в своих граффити-близнецов, а в «Тихой» части сада гости смогут примерить платья созданные флористами из живых цветов. Авангардное искусство и библиотека под открытым небом, театральные представления и кино-лекторий будут ожидать посетителей в Михайловском саду.

    Предварительная продажа билетов начнется в кассах дворцов Русского музея за две недели до открытия фестиваля. Цена билета такая же, как и в прошлом году: для всех посетителей 100 рублей, для льготных категорий граждан (пенсионеров, студентов и школьников) - 30 рублей. Право бесплатного посещения имеют все соответствующие категории посетителей музея: инвалиды I и II групп, ветераны Великой Отечественной войны и др.